1x1.gif (43 bytes)

Официальные символы

Администрация Смоленской области - Официальный портал органов власти

Смоленская область
Администрация Смоленской области - Официальный портал органов власти
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

- Энциклопедия Смоленской области -

Музей-заповедник  “Хмелита”  

 

  Музей-заповедник  “Хмелита”Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова "Хмелита" находится в Вяземском районе Смоленской области, в 260 км от Москвы, в 200 км от Смоленска, в 37 км от Вязьмы.

В состав заповедника входят мемориальные и историко-архитектурные памятники – Хмелита, Григорьевское, Богородицкое, Никольское (Никольский сад), связанные с пребыванием здесь великого писателя; сельцо Городок, место усадьбы Нахимовых, где родился герой Крымской войны адмирал П.С. Нахимов, и погост Спас-Волжинский, в церкви которого он был крещен; археологические – городища, селища, курганные могильники; природные – Семеновское и Трасливское болота, очень важные для поддержания экологического баланса в бассейнах рек Волги и Днепра. Общая площадь заповедника 24633 га. Постановлением Главы администрации Смоленской области № 285 от 01.07.98 г. территория музея-заповедника “Хмелита” отнесена к особо охраняемым природным территориям.

Центром заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. С этого времени, с момента появления здесь первых Грибоедовых, Хмелита и ее округа называются в народе “грибоедовщиной”.

Усадьба Хмелита расположена в центре одноименного села, известного с 1614 года.Музей-заповедник  “Хмелита” Село Хмелита, Скоробово тоже получило свое название от речки Хмелитки, по берегам которой были заросли хмеля, и от местной речки Скоробовки. История Хмелиты – типичная история русского дворянского гнезда. История становления, процветания, забвения и гибели этого замечательного уголка насчитывает два столетия (1750-е – 1950-е гг.).

С 1747 года усадьбой владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед драматурга. При нем Хмелита приобретает свой окончательный облик богатой “каменной” усадьбы и переживает свой настоящий расцвет. По некоторым сведениям, в 1753 году началось строительство главного дома. Дворцово-парковый ансамбль, созданный неизвестным архитектором, состоял согласно Плану Генерального межевания 1778 года из “господского каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными статуями”, пейзажного парка и разных хозяйственных служб. Панораму усадебного ансамбля дополняла построенная Ф.А. Грибоедовым в 1759 – 1767 гг. каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, трапезной и 2 приделами: Никольским и Иоанно-Предтеченским.

На рубеже 18-19 веков в Хмелите было три храма. За речкой Скоробовкой в одной версте от Казанской церкви находилась каменная кладбищенская Алексеевская церковь, построенная в 1794 году в виде ротонды, с окружавшей ее колоннадою. Рядом была двухъярусная колокольня. Третий храм – Успенский, деревянный кладбищенский просуществовал до 1836 года.

Все три хмелитские церкви, являясь архитектурными доминантами, придавали Хмелите завершенный архитектурный и живописный вид.

Такой нарядной и богатой усадьбой видел Хмелиту А.С. Грибоедов. В Хмелите автор “Горе от ума” часто бывал и жил в детские и юношеские годы (1790-е – 1810-е гг.) вместе с матерью Настасьей Федоровной и сестрой Марией Сергеевной. Владельцем Хмелиты с 1780 года был тогда родной брат Настасьи Федоровны дядя А.С.Грибоедова коллежский советник Алексей Федорович Грибоедов. Он унаследовал отсвоего отца прекрасно налаженное и организованное хозяйство.

Хмелита была роскошнее, уютнее, аристократичнее других усадеб, настоящее средоточие избранного общества. “Красивейшая” Хмелита с ее высоким уровнем культуры оказала огромное влияние на формирование и становление личности великого драматурга и выдающегося государственного деятеля А.С.Грибоедова. Хмелитские впечатления отразились в его творчестве. Вполне возможно, что образы бессмертной комедии “Горе от ума” навеяны пребыванием здесь Грибоедова и его многочисленными знакомствами.

Современники считали, очевидно, не без оснований прототипом Фамусова дядю Грибоедова Алексея Федоровича, хозяина Хмелиты.
 
 

Комедия "Горе от ума"
Комедия "Горе от ума" титул

Портрет А.С. Грибоедова
Портрет А.С. Грибоедова

Письмо Грибоедова Катенину
Письмо Грибоедова Катенину

“Самым любимым родственным домом” называл Хмелиту друг детства Александра Грибоедова В.Лыкошин. Его рукописные мемуары, дополненные воспоминаниями его сестер М. Рачинской и А. Колечицкой составили многотомную семейную хронику, которая так важна для характеристики грибоедовского окружения, для знакомства с бытом и нравамисмоленских помещиков. Хмелита и соседние с ней усадьбы составляли ту культурно-историческую среду, которая была так благотворна для молодого Грибоедова. Культурный уровень богатого столичного и поместного дворянства был практически одинаков. Обитатели поместий стремились “быть в просвещении с веком наравне”. В Хмелите молодой Грибоедов вместе с сестрой Марией и кузинами Елизаветой и Софьей совершенствовал изучение иностранных языков с гувернерами. Он знал уже в юности немецкий, французский, английский и итальянский языки, брал уроки музыки, занимался рисованием и верховой ездой. В. Лыкошин подчеркивает раннюю поэтическую одаренность Александра Грибоедова, его остроумие и талант рассказчика. Старик Прокоп про А. Грибоедова говорил: “Часто к нам приезжал, чудак он был, все над всеми подтрунивал, говорили, писал он что-то, но он своих двоюродных сестер так сильно изводил”. Острословию Грибоедова подвергались соседи-помещики. В окрестных с Хмелитой имениях обитали вместе и Фамусовы, и Чацкие, и Репетиловы всех оттенков и мастей. Здесь состоялось знакомство молодого Грибоедова с И.Д. Якушкиным и П.Г. Каховским, будущими известными декабристами.

Неизвестно, посещал ли Грибоедов Хмелиту в 20-е годы, но родственное отношение с дядей А.Ф. Грибоедовым и его дочерью Е.А. Грибоедовой, в замужестве Паскевич, поддерживал постоянно.

Единственный в России музей А.С.Грибоедова начал формироваться в Хмелите с конца 1987 года. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 года на базе уже существовавшего музея-усадьбы был создан Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С.Грибоедова “Хмелита”.

Здесь в цокольном этаже главного дома-дворца, где прежде находились подсобные помещения, разместился музей с экспозицией “А.С. Грибоедов и его время”. Экспозиция посвящена жизни и творчеству автора гениальной комедии “Горе от ума”, высокому подвигу его служения на воинском, литературном и дипломатическом поприщах. Среди наиболее ценных экспонатов - рабочий письменный стол писателя, рукописный список комедии “Горе от ума” 1820-х гг., первое издание “Горя от ума” и прижизненные издания других произведений Грибоедова, его портреты, книги круга его чтения, портреты его современников, виды мест, связанных с Грибоедовым, предметы быта конца 18-первой трети 19 вв.

Фрагменты экспозиции 

Музей-заповедник  “Хмелита” Музей-заповедник  “Хмелита”
Музей-заповедник  “Хмелита”

Кроме основной экспозиции, в Хмелите открыты выставки, которые способствуют более полному восприятию эпохи и творческой биографии А.С.Грибоедова. Ежегодно в июле в заповеднике проводится Всероссийский Грибоедовский праздник, приуроченный к престольному празднику с. Хмелиты Казанской Иконы Божией Матери. В январе традиционно отмечается день рождения А.С.Грибоедова с участием писателей России. Материалы научных, в том числе международных конференций, публикуются в печати.

В ближайших научных планах музея-заповедника музеефикация мемориальных нахимовских мест, создание музея “Родина П.С. Нахимова с-цо Городок” к 200-летию со дня рождения выдающегося флотоводца, героя Крымской войны (2002 г.).

На выставке, посвященной истории реставрации усадьбы Хмелита, представлен 30-летний труд архитекторов-реставраторов по возвращению этого уникального памятника усадебной культуры к жизни.

В своем первоначальном виде дворцово-парковый ансамбль Хмелита не сохранился. Время, революция, война, небрежения, стихийные бедствия не пощадили Хмелиту. Особенно большой урон зданию дворца причинил пожар 1954 года, когда в нем размещались не только колхозная контора и другие службы, но и склад. Дом стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах. Таким и увидел его, впервые приехав в Хмелиту в 1967 году известнейший архитектор-реставратор П.Д. Барановский. Он был выдающимся знатоком русской старины, но как смолянин особенно любил смоленские памятники. По его инициативе и начались реставрационные работы в усадьбе Хмелита.

К счастью, дом сохранил до нашего времени свой первоначальный объем и внутреннюю планировку, но он был как бы заключен в новую декоративную оболочку, отразившую стилистические особенности эпохи ампира. Первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а также натурные исследования позволили выявить под этими позднейшими ампирными наслоениями первоклассный памятник гражданской архитектуры, принадлежащей хронологически к 60-м гг. 18 века, а стилистически - к архитектуре 40-х гг., т.е. к тому времени, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в ограниченных размерах, а сохранившиеся памятники исчисляются единицами. В 1970 году усадьба была поставлена на государственную охрану как редкий памятник елизаветинского барокко. Усадьба Хмелита имеет не только огромную мемориальную ценность, но и самостоятельную историко-архитектурную значимость. По проекту реставрации ведущего архитектора В.Е. Кулакова предусматривалось восстановление ее в первоначальном историческом облике на середину 18 века.
 
 

Музей-заповедник  “Хмелита”
Казанская церковь в руинах

Музей-заповедник  “Хмелита”
Казанская церковь восстановленная

Музей-заповедник  “Хмелита”
Главный дом в руинах (1967г.)

К настоящему времени закончена реставрация юго-западного и юго-восточного флигелей, галереи, соединяющей главный дом с юго-восточным флигелем, каменной ограды. В процессе реставрации находятся северо-восточный флигель, конюшни, церковь (колокольня), главный дом (интерьеры второго этажа), парадный двор. В начальной стадии находятся реставрационные работы по парку.

Завершение реставрационных работ дворцово-паркового ансамбля Хмелиты будет способствовать возрождению к жизни этого уникального памятника русской усадебной культуры в полном его объеме.

Итак, в течение последних 30 лет Хмелита возрождалась для новой, теперь уже музейной жизни. Посетителям заповедника предлагаются экскурсии не только по памятникам заповедника, но и по окрестным усадьбам: Липицы Хомяковых, Волочек Нахимовых, Высокое Шереметевых, Дугино Паниных-Мещерских.

“Родина мила сердцу … пленительными воспоминаниями”, - обмолвился Н.М. Карамзин. Эти воспоминания окружают посетителя грибоедовской Хмелиты на каждом шагу.

 Всероссийский Грибоедовский праздник в Хмелите

 Всероссийский Грибоедовский праздник в Хмелите
 Всероссийский Грибоедовский праздник в Хмелите

215153, Смоленская обл., Вяземский р-он, с. Хмелита

тел. (08131) 9-06-29

факс (08131) 5-34-21

e-mail: Hmelita@vyazma.smolensk.ru

Режим работы музея А.С. Грибоедова:

с апреля по сентябрь – с 10.00 до 18.00

с октября по март – с 11.00 до 17.00

Выходные дни – понедельник, вторник

Директор музея-заповедника Кулаков Виктор Евгеньевич

орган исполнительной власти
Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области

© Департамент Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде

Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области