логотип
Поиск по сайту

ВОЙНА НАРОДНАЯ НА РОСЛАВЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

Рославль в первые годы войны. Мобилизация. Эвакуация населения, имущества и культурных ценностей. Развертывание партизанской борьбы в тылу врага. Железнодорожники на войне.

    (продолжение)

     Действия партизан уже в первые месяцы войны наносили большой ущерб немецкой армии и заставляли ее держать воинские соединения для борьбы с партизанами. "Из наших сил в тыловых районах для ведения борьбы с партизанами, охраны железных дорог имеются:
      2ТА - примерно 12 слабых рот, недостаточно оснащенных тяжелым оружием и без артиллерии. 4ТА - 2 караульные и 2 жандармские роты 4 Т.А. - 1 караульный батальон. Командующий тыловым районом - 15 батальонов охраны тылов. "...с этими силами нельзя думать об активной борьбе с партизанами".
      После мобилизации на фронт и эвакуации население города составили около 7 тыс. человек. Какие же промышленные предприятия работали в городе после эвакуации?
      1. После оккупации города немецкие власти завезли необходимое оборудование на ВРЗ, объединили его с паровозным депо в одно предприятие - фабрику "Локомотив". Предприятие занималось в основном ремонтом паровозов. На фабрике работали бывшие рабочие депо и завода, не успевшие по разным причинам эвакуироваться. Там же работали и специалисты, отобранные немцами из концлагеря и на бирже труда. "В конце сентября 1941 г. пришла повестка с требованием явиться на биржу труда. Нас, шестнадцатилетних, пришло человек 14. Немецкий офицер сказал, что мы будем работать на восстановлении разрушенного ВРЗ. На заводе распределили по цехам. Я был направлен в электроцех. В цехе нас принял немец в звании фельдфебеля, начальник цеха. Мы работали как подсобные рабочие у русских электромонтеров, которых в цехе было человек Помимо начальника цеха было еще 2 немца, которые сопровождали русскую бригаду при производстве работ.
      За работу в неделю давали 2 буханки хлеба, выкатанных в опилки, в обед баланду.
      ... работать приходилось в разрушенных помещениях. Территория завода контролировалась уполномоченным, который не давал возможности погреться возле костра и гонял всех плеткой, ругался по-польски.
      ...Летом 1943 г. поступило распоряжение оборудовать передвижные мастерские в вагонах. Стали устанавливать оборудование и подводить к ним электроснабжение. Немцы готовились к отступлению".
      На это предприятие поступил работать и слесарь Иванов Г.И., руководитель одной из подпольных групп в Рославле. Погиб в декабре 1942 г.
      2. Работала железная дорога, электростанция.
      3. Мелкие предприятия и артели по обслуживанию нужд населения: мастерская по ремонту одежды, жестяная мастерская, сапожная, паровая мельница.
      4. Действовали 2 народные школы; одна располагалась в районе Брянского шоссе, другая - на Юрьевской горе.
      5. Работала больница.
      Высокую организованность, мужество и мастерство проявили железнодорожники в годы войны. Примеры патриотизма, трудолюбия показали и рославльчане, которые с полной отдачей сил в тылу боролись за Победу.
      В октябре 1941 г. получен приказ ГКО об эвакуации Отрожского ВРЗ совместно с Рославльским в Барнаул, Боготол, Улан - Удэ. В Бурятию выехало около 1000 рабочих и специалистов. "Прибыли в Улан-Удэ 9 декабря 1941 г. 10 декабря состоялось собрание цеха, на котором присутствовали секретарь обкома партии, представители Улан - Удэйского ПВРЗ. Перед коллективом цеха поставлена задача -в течение 12 суток смонтировать все оборудование и приступить к выпуску боеприпасов. Под цехи было предоставлено помещение фабрики - кухни. Сразу же приступили к разгрузке станков и оборудования. Работали по 20 час. Никто из цеха не уходил. Отдыхали здесь же в цеху не более 3-4-х часов. Особенно тяжело было работать на разгрузке и транспортировке станков, так как морозы доходили до 50 град. 21 декабря все станки и оборудование в количестве 200 единиц было установлено и опробовано, а с 22 декабря цех стал выпускать мины."
      Все рабочие выполняли нормы на 125 до 200%. Фронтовые бригады А. Прохорова и С. Марковича за самоотверженную работу получили благодарственную телеграмму от И.В. Сталина. Токарь Г. Самусев был награжден медалью "За трудовую доблесть". Цех № 4 по производству мин успешно работал в течение 1942-44 гг. Он считался "Лучшим цехом завода" и всегда занимал одно из первых мест в заводских производственных соревнованиях.
     Часть рабочих ВРЗ была эвакуирована на Барнаульский завод. И здесь рославльчане показывали образцы самоотверженного труда. Электросварщица Лаврентьева, постоянно выполняя нормы выработки на 150-180%, была награждена орденом "Знак Почета". Грамотами "За отличную стахановскую работу" были награждены токарь Бода-кова О.Л. и секретарь комсомольской организации Бизякин Я.С. Медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" награждены 322 работника ВРЗ, значком "Ударник Сталинского призыва" - 128 чел.
      За участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны орденами награждено 63 бывших работника ВРЗ, медалями - 119 чел. 1 работник - ПОЛНЫЙ КАВАЛЕР СОЛДАТСКОГО ОРДЕНА СЛАВЫ.
      3 января 1942 г. ГКО принял решение об объединении всех восстановительных сил и средств и передаче их НКПС. Так было создано Главное Управление ВОЕННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, куда вошли специальные поезда, созданные для восстановления после разрушений железнодорожного хозяйства (ПОДРЕМы, ГОРЕ-Мы). Эти ремонтные поезда шли сразу за фронтом, и их люди начинали работать на еще не остывшей,от взрывов и пожаров земле: меняли взорванные рельсы и шпалы, восстанавливали стрелки, связь, сигнализацию. Подремовцы начинали ремонтировать уцелевшие единицы подвижного состава.
      "Дорогой жизни" назвали Горемовцы узкоколейку, проложенную ими через болото, когда наши войска вели сражение за Москву (узкоколейка вела на Клин). Бывали случаи, когда по еще не осевшему балласту накладывали рельсы и шпалы, и страховали движение вручную ломами и вагами. Это был громадный труд, требовавший напряжения физических и нравственных сил.
      Спецпоезда - это годы на колесах сроком в 5 лет, совместное проживание в теплушках, бомбежки, обстрелы, отсутствие всяких бытовых условий, далеко не сытое существование - все перенесли "эти железные люди железных дорог".
      На основании постановления ГКО в мае 1942 г. при паровозном депо Ильича была сформирована колонна паровозов особого резерва НКПС №3. Колонна состояла из 30 паровозов. К каждому из них постоянно был прикреплен четырехосный товарный вагон, приспособленный под жилье. Для обслуживания паровоза, а следовательно и поезда, с которым ему в будущем предстояло следовать, закреплялось и проживало в вагоне 13 чел.: 2 паровозных бригады по 3 чел., 2 кондукторских бригады по 2 чел., 2 вагонных мастера и проводник. Ответственность за работу этого коллектива и по обеспечению своевременной доставки боеприпасов к местам боевых действий возлагалась на ст. машиниста паровоза.
      В одной из таких колонн находились и рославльчане Евгения Николаевна Грекова, Владимир Арнольдович Древин, Иван Григорьевич Фомин, Иосиф Валерианович Харкевич. отец и сын Савостьяновы, Владимир Петрович Федорченко (паровозная колонна № 12) супруги Анна Тимофеевна и Иван Федорович Гамалеевы и др. Обслуживали колонны фронт, обеспечивая своевременный подвоз войскам вооружения, боеприпасов, продовольствия, горючего. За обслуживание Сталинградского фронта И.Г. Фомин награжден нагрудным знаком "Почетный железнодорожник", Грекова Е.Н. - нагрудными знаками "Отличный паровозник", "Отличный путеец". Харкевич И.В. награжден медалью "За оборону Сталинграда" и орденом "Красная Звезда". Орден был получен за успешное выполнение задания военного командования по перевозке грузов в район Курской дуги, в частности, за доставку к пункту назначения в условиях налетов и бомбежки вражеской авиации двадцати 60-тонных цистерн с горючим для механизированных частей наших войск. Федорченко В.П., ныне ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ГОРОДА РОСЛАВЛЯ, награжден медалями "За оборону Сталинграда", "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", орденами "Красное знамя", "Отечественная война", знаками "Отличный паровозник", "Отличный путеец".
      Более 70 чел., работавших в депо Рославля, награждены орденами и медалями за участие в войне. Труженики стальных магистралей могут по праву гордиться тем, что каждый своим трудом внес максимальны и вклад в победу над врагом.   


Иванова Майя Ивановна, директор Рославльского историко-художественного музея.

     стр.          

Случайная картинка




Стихи, опаленные войной

За великую землю советскую.

Над страной, как набат,
Грозно песни звучат,
Жарким гневом сердца загораются,
И в священный поход
Вся отчизна идет,
Весь народ-богатырь подымается.

Огляди всю страну –
На Днепре, на Дону,
На Мурмане и в городе Ленина,
По колхозным дворам,
По большим городам
Всюду грозно встает ополчение.

Погляди, посмотри, –
Рвутся в бой волгари,
Поднялось боевое казачество,
Поднялася Москва,
Всей страны голова,
Вражью нечисть повымести начисто!

Жадно ломится зверь,
Да крепка наша дверь,
Враг не чаял отпора жестокого.
Наши танки – сильны,
Наши пушки – грозны
И отважны геройские соколы.

Били немца не раз,
Разобьем и сейчас
Мы ораву фашистско-немецкую.
Мы не дрогнем в бою
За свободу свою,
За великую землю советскую!

Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ. ««Известия», 11 июля 1941 года

ВВЕРХ