Смоленщина 19 век
ось времени
экономика
политика
общество
культура
география
война
персоналии
тест
источники
главная страница
Архитектура
Гагаринский район. Село Колокольня.
Церковь Введения. 1838 г.

Стоит на холме при въезде в село и хорошо видна издали. Построена по заказу помещика С.С. Мальцева. Кирпичное, оштукатуренное здание - небольшой бесстолпный купольный храм в стиле позднего классицизма. Основной кубический объем с аттиком и далеко выступаещей апсидой завершен пологим куполом на низком круглом барабане, с маленькой главкой на 4-гранном постаменте. В короткой прямоугольной трапезной более широкая западная часть служит основание для колокольни: тяжеловесный четверик звона с аттиковым ярусом и высокой кровлей (шпиль утрачен). Лаконичное убранство фасадов оживлено легким рельефом порталов. Проемы храма прямоугольные, в ярусе звона и западной части трапезной - арочные. Обрамлены они лишь уступом по краю.

  Внутри основное помещение перекрыто куполом на тромпах со складкой в углах. Апсида, трапезная и два помещения ее обособленной западной части (среднее и северное) имеют коробовые своды (с конхой в апсиде). Над ярусом звона свод сомкнутый.
 

 

Смоленский музей-заповедник.

Музей основан в 1888 году. Ныне имеет статус музея-заповедника, то есть его филиалами являются 38 зданий в городе и области — собственно Краеведческий музей, Художественный музей, Музей Коненкова, Громовая башня, Кузница, Теремок в Талашкино и многое другое. В собственно Краеведческом музее наиболее интересна историко-археологическая экспозиция по богатой истории Смоленска.

Костел Непорочного Зачатия
В городе, бывшем под властью Польши, костел всего один. Да и тот построен в 1880-е годы, когда это было не редкостью. Его башни хорошо видны с площади Смирнова. При этом размерами он уступает разве что Успенскому собору. Храм ныне занят архивом, но вокруг него, прямо в скверах, без ограды — обширные католические кладбища. Четырехконечные кресты, часто каменные или ажурные; небольшие часовни-каплицы и особая европейская аура — все вместе выглядит сильно. Этакий случайный памятник польско-литовскому прошлому.

Сад «Блонье».
Сад у нынешней главной площади заложен в 1830 году. В сущности, это не парк, а небольшой ухоженный сквер. В глубине можно увидеть памятник Глинке, открытый еще в 1885 году, а чуть ближе к краю — бронзового оленя, вывезенного красноармейцами как трофей из усадьбы Германа Геринга в Восточной Пруссии. В парке два раза в день звучит музыка Глинки, а вокруг сплошь старые и очень красивые дома.

Рай. Церковь Казанская. 1814-18 гг.
Церковь Казанская остается доминантой усадьбы. Она хорошо обозрима издалека благодаря колокольне, которая первоначально стояла в стороне от храма, а позднее была связана с ним переходом, ныне утраченным. Не сохранились и четырехколонные портики на северном и южном фасадах церкви. Кирпичные стены оштукатурены.

Это один из самых оригинальных памятников зрелого классицизма в Смоленской обл., обладающий редкой гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью. Октогон храма с чередованием граней по ширине завершен широким световым барабаном с главкой на полусфере купола. Пластическую выразительность основного яруса усиливают глубокие экседры на его суженных диагональных гранях. Крупный масштаб портиков оттеняли меньшие колонны по сторонам экседр в диагональных гранях октогона.
Архитектурные массы колокольни последовательно облегчаются по вертикали, и стройный третий ярус имеет форму восьмиколонной беседки. Весьма разнообразен декор колокольни: ионические колонны, поставленные попарно перед диагональными гранями второго яруса, тосканские колонны по сторонам проемов в том же ярусе, несущие антаблемент, стройные ионические колонны третьего яруса, объединенные вверху широкой перемычкой с круглыми отверстиями над интерколумниями.
 
Внутри храма барабан, перекрытый куполом, опирается на четыре пилона сложной конфигурации. От основания барабана поднимается второй, декоративный, купол, с круглым световым кольцом в шелыге и меньшими треугольными отверстиями по периметру. В помещениях, охватывающих подкупольный квадрат с юга, запада и севера, располагались деревянные хоры. Винтовые лестницы на них проходят в толще западной стены. На уровне хоров эти помещения соединялись переходами внутри западных пилонов. Проходы освещались через овальные проемы в парусах. На коринфские колонны опираются арки, украшенные лепными кессонами с розетками - по аналогии с живописной гризайльной декорацией внутреннего купола.