Главная»Увлечения»Талантливый художник

Удивительно то, что Борис Николаевич, несмотря на свою занятость наукой, педагогической деятельностью, административной работой много и хорошо рисовал. Любовь к живописи появилась у него еще в детские годы, об этом вспоминает его сестра Тамара Николаевна. В его кабинете всегда стоял мольберт с натянутым холстом, а рядом были акварельные и масляные краски. В 1983 году, когда в стране отмечали семидесятилетие академика, в Смоленском музее-заповеднике была организована выставка, на которой были представлены живописные работы Бориса Николаевича. Специалисты отмечали художественное достоинство его картин. У нас в музее есть две его работы. Иллюстрации двух его картин опубликованы на обложке журнала «Наука и жизнь» №8 за 1988 год. Это «Дубы в Конче-Заске под Киевом», 1972 год и «Сосны» 1975 год. Обе работы выполнены на холсте маслом. Лишь не многие друзья и коллеги знали о том, что он с детства рисовал, писал стихи и оставался верен своим пристрастиям до конца жизни. Он самостоятельно овладел техникой акварели, масляной живописи, карандашного рисунка. Более всего ученого привлекал пейзажный жанр, хотя сохранилось и несколько его удачных портретных набросков. Заниматься живописью ему приходилось не часто – во время отпуска, лечения или в редкие часы отдыха на природе. Он рисовал только с натуры и необычайно ценил это время углубленного общения с живым окружающим миром. Так появилось несколько десятков небольших, отличающихся тщательностью манеры и законченностью пейзажей: видов своей родной Смоленщины, балтийского или крымского побережий, но более всего окрестностей Звенигорода, верховий Москвы-реки и других городов любимого Подмосковья. Для Бориса Николаевича концертный зал или природный ландшафт становились «лабораторией мысли» с не меньшим успехом, чем рабочий кабинет, институт или научный симпозиум. И потому, наверное, отложив на время фундаментальное исследование, Б. Н. Петров мог спокойно уйти на прогулку в подмосковную рощу и вернуться домой с новой стихотворной строкой, а закончив очередное научное совещание с увлечением приняться за свои живописные миниатюры: «Пруд в парке», «Абрамцево», «Венецию», «Море. Дюны», «Звенигород».17 Я, когда рассматривал картины Бориса Николаевича и иллюстрации с его картин, то думал, как много дала природа этому человеку и как многого он сам всего добился, благодаря титаническому повседневному труду. Его работы (около 20 картин) экспонировались на выставке в Москве вместе с работами президента АНСССР академика А. Несмеянова, академиков Б. Юрьева, О. Антонова, одного из пионеров космонавтики К. Тихомирова, основателя первой в мире атомной электростанции Д. Блохинцева, пионера авиации К. Арцеулова и других. Это люди, общаясь с которыми, как бы прикасаешься к будущему, так как в этом творческом процессе уже заложены гены грядущего поколения людей. Вот уж воистину гениальность гениальна во всем. Как тут не вспомнить великого Леонардо да Винчи или нашего гиганта Михайло Ломоносова! Занимаясь астрономией открывая новые законы вселенной, он писал стихи, создавал мозаичные полотна, ставшие классическими образцами русской поэзии и художественного творчества. Часть картин Б.Н. Петрова находятся в Смоленском историческом музее, 2 картины и один эскиз – в нашем школьном музее, остальные – в семье академика.

^ Наверх ^