
Образование Западной области совпало по времени с началом первой пятилетки. За время осуществления первого
пятилетнего плана на Смоленщине не произошло сколько-нибудь значительных изменений в промышленном потенциале.
Гигантов пятилетки здесь не возводилось, хотя новое промышленное строительство велось достаточно активно. Всего
за первую пятилетку было построено 122 промышленных предприятия, в основном легкой и перерабатывающей промышленности.
В это время была фактически создана новая отрасль промышленности — переработка льна. До этого большая часть
смоленского льна перерабатывалась вручную. За пять лет было построено 46 льнозаводов и мощная
льночесальная фабрика в Вязьме.
Успешно решалась очень острая топливная проблема, в основном за счет резкого увеличения добычи торфа
(в 15 раз). Значительно увеличили производство лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности. Начали
разрабатываться залежи фосфоритов, глины, песка. Более чем в 10 раз выросла продукция швейной промышленности.
Для решения проблемы снабжения электроэнергией во всех районных центрах Смоленщины были построены маломощные местные
электростанции, которые на какое-то время решили проблему обеспечения населения и местной промышленности
электроэнергией. В Смоленске в эти годы была построена мощная ТЭЦ-1, надежно обеспечивающая город и его
окрестности электроэнергией. В целом общая мощность электростанций за первую пятилетку более чем удвоилась.
Молодежной стройкой стала железная дорога Вязьма—Брянск. Несколько тысяч человек за 1929—1930 годы построили
дорогу, соединяющую кратчайшим путем Донбасс с Ленинградом. Дорога была открыта на год раньше срока. Всего за
первую пятилетку на Смоленщине было проложено свыше 300 км железнодорожных путей.
Развернувшаяся в стране коллективизация унесла из деревни многие тысячи «лишних» рабочих рук. Это породило
массовую миграцию населения. Желая найти работу, многие тысячи молодых людей устремились на стройки. Только в
1929 году на работу в угольную промышленность из Смоленской губернии отправилось более 2,5 тысяч человек.
Популярностью пользовались такие стройки как Днепрогэс, Сталинградский тракторный завод, Магнитка, Уралмаш.
В 1930 году на новостройки выехало свыше 10 тысяч смолян.
Назад