
Одним из условий быстрой индустриализации было в то время использование энтузиазма рабочих и инженеров.
Социалистическое соревнование стало одним из тех факторов, которые обеспечивали быстрый рост промышленного
производства. С конца 20-х и в первой половине 30-х годов движение ударников позволило увеличить производительность
труда и темпы строительных работ. Во второй половине 30-х годов роль ускорителя выполняло стахановское движение.
Особенно много стахановцев было на заводе им. Калинина (85% всех рабочих), Смоленской швейной фабрике, среди
строителей Смоленского льнокомбината, на Ярцевском хлопчатобумажном комбинате, Рославльском вагоноремонтном
заводе, в Вяземском и Рославльском железнодорожных депо. Стахановское движение способствовало выработке лучших
форм передачи передового опыта и технической учебы. Возникли стахановские школы, организовывалась учеба у станка.
Эти школы были созданы на всех предприятиях. Опытные рабочие и техники обучали своему мастерству молодых.
Перед войной на крупных предприятиях Смоленщины насчитывалось 40 тысяч рабочих, и почти половину из них
составляли стахановцы и ударники. На Рославльском вагоноремонтном заводе в соревновании участвовало 94
работающих, на Вяземской льночесальной фабрике — 87 . Смоленский льнотрест, Рославльский вагоноремонтный
завод и Смоленский завод имени Калинина по итогам 1939 года вышли в число передовых по стране и завоевали
переходящие Красные знамена соответствующих наркоматов. Получило широкое распространение движение
многостаночников. На Смоленском льнокомбинате в середине 1940 годов их насчитывалось 300 человек, из них трое
работали одновременно на восьми станках и семеро - на шести.
В 30-е годы в области развернулось массовое движение изобретателей и рационализаторов. В 1931 году, например,
на 20 промышленных предприятиях области было внесено почти 4 тысячи рационализаторских предложений, в 1935 году
их поступило уже около 10 тысяч. Была сделана попытка введения хозрасчета, стали создаваться хозрасчетные
бригады, но настоящего хозрасчета не получилось, ибо власть не хотела давать какой-либо самостоятельности
производителям. Важным направлением социалистического соревнования стала борьба за экономию топлива, сырья и
материалов, за лучшее использование оборудования.
Назад