
1
2
Летом и осенью 1942 года наши войска с целью отвлечения сил противника со Сталинградского направления начали
наступление на Ржевском, Сычевском и Гжатском направлениях. В результате этих боевых действий наши войска
освободили райцентр Карманово и сотни других населенных пунктов Смоленской и Калининской областей и нанесли
большой урон врагу. Для восстановления положения гитлеровское командование было вынуждено в самый напряженный
период боев под Сталинградом и на Северном Кавказе спешно перебросить в район Ржев—Сычевка до 12 дивизий из
своего резерва и с других участков советско-германского фронта.
После победы под Сталинградом в течение января—марта 1943 года наши войска развернули наступление на многих
участках советско-германского фронта, в том числе и на Западном направлении. В результате упорных боев воины
Калининского и Западного фронтов овладели 3 марта Ржевом, 6 марта — Гжатском, 12 марта 1943 года — Вязьмой.
Враг потерял Ржевско-Вяземский плацдарм, который он долгое время считал «трамплином» для будущего наступления
на Москву, и был отброшен на 130—160 км к западу. Советские войска вышли на дальние подступы к Смоленску.
Летом 1943 года смоленские партизаны приняли участие в грандиозной операции по разрушению коммуникаций противника
в период битвы на Орловско-Курской дуге. Суть новой формы партизанских действий заключалась в том, что одновременно
на большой территории партизаны нападали на железные дороги и на десятках километров рвали на стыках рельсы. Это
приводило к тому, что железные дороги надолго выходили из строя. В операции, получившей название «Рельсовая война»,
наряду со смоленскими партизанами участвовали партизаны Белоруссии, Ленинградской, Калининской и Орловской
областей. Партизаны соединения «Тринадцать» в ночь с 6 на августа 1943 года вывели из строя большой участок
дороги Чаусы — Могилев.
1
2
Назад