
Главной задачей в области народного просвещения, которую решала передовая общественность, было обеспечение начального
образования для населения. Уровень грамотности населения был чрезвычайно низок. Даже в губернском центре в 1900 году 40% населения
было неграмотным. Основную массу школ в начале века составляли начальные: 68 школ принадлежали государству (это так называемые
«министерские» школы), 658 школ содержало земство, 323 - церковноприходских и многие сотни школ грамоты, организованных и
оплачиваемых самими крестьянами. Во всех начальных школах обучалось в 1903 году около 80 тысяч детей. К 1917 году уровень
грамотности по сравнению с концом XIX века повысился, в деревне каждый третий мужчина мог читать и писать. Однако крестьянки
оставались сплошь неграмотными. В массовом крестьянском сознании бытовало мнение, что женщине грамота ни к чему.
Лучшими были земские школы, в них часто работали настоящие подвижники своего дела. Земство старалось обеспечить
свои школы хорошими учителями, некоторыми наглядными пособиями и дать сносные помещения для занятий. Однако это не всегда
удавалось. Хуже обстояло дело с церковноприходскими школами. В них местные священники, часто неподготовленные для обучения
детей, учили в основном закону Божьему. Дети каждый день читали и заучивали наизусть молитвы, после такого обучения они с
трудом читали и писали.
В городах положение было значительно лучше.
Приметой времени был рост числа средних школ. Во всех уездных центрах были открыты гимназии и прогимназии. Обучение
мальчиков и девочек было раздельным. В Смоленске и Гжатске были открыты реальные училища, в которых упор в преподавании
делался не на гуманитарные дисциплины, а на естественно-математические. Всего в губернии было 34 средних учебных заведения.
В них учились в основном дети дворян и чиновников (в гимназиях), купцов и промышленников (в реальных училищах). В городах
эти учебные заведения имели хорошие и специально для них построенные здания, в них работали в основном квалифицированные
преподаватели.
Назад