
1
2
Большое значение в деле просвещения имела позиция учительства и вообще интеллигенции. Смоленская интеллигенция
(как и всякая провинциальная) была неоднородна. Большая ее часть, особенно сельское учительство, близко стояла к народу, знала
его нужды, а зачастую и вышла из него. Поэтому многие простые и понятные идеи и лозунги большевиков были им близки, и они приняли
их. «Знания - народу», «Культуру в массы», «Ликвидация неграмотности» - это те лозунги и идеи, которые они пытались претворить
еще до революции. И на первом этапе, примерно в течение года, большая часть смоленской интеллигенции сравнительно охотно
откликалась на инициативу местных властей по культурно-просветительной части. Первый конфликт между учительством и властью
произошел по вопросу «чему и как учить». Многие учителя присоединились к чиновничьей забастовке начала 1918 года.
К ликвидации неграмотности не были допущены учителя, состоящие в партиях кадетов, октябристов, народных социалистов,
эсеров, меньшевиков. Им пришлось или менять свое политическое лицо (что многие и сделали), или покинуть преподавательскую
деятельность. Причем, больше пострадало городское учительство, основательно политизированное в результате революции 1917 года.
Сельское учительство было и менее политизировано, и более прочно «вросло в землю». Оно, как правило, было менее динамично и
продолжало заниматься своим делом и при новой власти. В городах же те, кто более или менее открыто выражали недовольство новой
властью, очень быстро «лишились места». И это было не только их личной трагедией, но и уменьшало эффективность борьбы с
неграмотностью. В том, что первая «большевистская атака» на неграмотность в стране не совсем удалась, есть и эта причина.
В начале 20-х годов среди «шкрабов» (такой неблагозвучный термин «прилип» в официальной лексике к учителям) губернии
профессиональные учителя с дореволюционным стажем составляли ничтожную долю.
К сожалению, правящей партии не удалось привлечь к созидательной культурной работе те лучшие силы, которые нельзя
назвать «пробольшевистскими». Поэтому среди руководителей культурным строительством в губернии мы и находим 18-летнего
гимназиста А.П. Чаплина, солдата A.M. Руженцева и других. Настоящие деятели культуры - княгиня М.К. Тенишева (меценат,
музыкант, певица, этнограф, искусствовед), Е.Н. Клетнова (археолог, историк, искусствовед), В.И. Грачев (историк, краевед)
и им подобные вообще остались не у дел, не нашли себя в этом культурном строительстве.
1
2
Назад