
1
2
3
Иногда артисты встречались
для согласования отдельных деталей игры. Инициатором создания такого театра был работник Губкома, автор памятника Софийскому
полку в Смоленске Б.Н. Цапенко. Большую помощь ему оказывал местный писатель Н. Каржанский. Но «коллективная драматургия» не
прижилась, в ней главную роль играл актер, но не все самодеятельные артисты были талантливы да и элементарно образованны.
Гораздо большую известность в стране получила другая инициатива смоленских деятелей культуры - Театр производственной
пропаганды (Пропро). Этот экспериментальный театр возник в конце 1920 года в Смоленске и ставил своей задачей соединить искусство
(театр) и жизнь (социалистическое строительство). По сути, это был политический театр. Свою деятельность он начал с инсценировок
газетных фельетонов и постепенно перешел к более разнообразному репертуару агитационных пьес.
Вот что сообщала газета «Правда» о работе этого театра: «Программа театра «Пропро» состоит из двух одноактных пьес
(«Куколки Антанты» и «Редиска»), из диалогов, лубков, пантомимы («О белой булке»), а также из сценок в партере, где
загримированные актеры выступают из рядов публики (буржуй, спекулянт, труддезертир и т. д.). Последние сценки имеют
особенный успех. Из пьес гвоздем программы является «Редиска», пьеса местного писателя Н. Каржанского, изображающая семью
буржуа, решившую примазаться к советской власти, пролезть в Совнархоз, комсомол и даже в партию коммунистов. Слово «редиска»
уже пошло в обиход, обозначая тех, «кто снаружи красен, а внутри бел».
1
2
3
Назад