
Одной из центральных задач культурного строительства, решаемых в это время, оставалась задача создания новой системы дошкольного,
школьного, средне-специального и высшего образования. Однако этот процесс в начале 20-х годов сталкивался с серьезными трудностями, прежде всего
материального порядка.
Нехватка денежных средств заметно сдерживала наметившийся рост сети образовательных учреждений. Пострадали и детские дошкольные
учреждения, число которых в 1920 году достигло 90. Только со второй половины 20-х годов началось заметное увеличение числа детских садов и
площадок, открываемых как в городской, так и сельской местности. К 1940 году детские дошкольные учреждения имелись во всех районах нашей области.
В Смоленске действовало 37 детских садов и 19 площадок для детей.
В первые годы НЭПа сократилось финансирование школ, обеспечение их учебниками, письменными принадлежностями. Как вынужденная мера
вводилась плата за обучение. В конце 1921 года в губернии насчитывалось 2727 школ первой ступени и 165 школ второй ступени с числом учащихся
более 200 тыс. человек. К 1923 году количество школ второй ступени уменьшилось почти наполовину. Продолжал оставаться высоким отсев учащихся.
Изменения в материальном обеспечении школ наметились во второй половине 20-х годов. За период с 1928 по 1931 года расходы на просвещение
выросли почти в два с половиной раза. Стал возможен переход ко всеобщему обязательному начальному обучению. К 1935 году окончательно сложилась
система организации учебной работы и внутреннего распорядка в начальной, неполной средней и средней школе. Вводилось всеобщее семилетнее обучение.
Более половины выпускников семилеток продолжали учиться в 8-10 классах.
В 1939 году 80 учителей области были награждены орденами и медалями СССР за успехи в развитии дела народного образования.
Быстрое развитие экономики области требовало подготовленных в профессиональном отношении кадров. В 20-е годы начала складываться сеть
профессиональных учебных заведений. В области действовало 43 профтехшколы по подготовке специалистов для промышленности и сельского хозяйства,
26 различных краткосрочных курсов. Первые фабрично-заводские училища были открыты в Смоленске, Ярцеве, Вязьме и Рославле, а затем и в других
населенных пунктах.
К концу 30-х годов на Смоленщине работало 49 средних специальных учебных заведений, в том числе 3 индустриальных, 9
сельскохозяйственных, 13 педагогических, 21 школа по подготовке среднего медицинского персонала, 1 финансово-экономический, 1 кооперативный,
1 физкультурный техникумы. Электротехникум связи и техникум электронных приборов начали работу в 1930 году. Смоленское педагогическое училище,
имевшее два отделения - школьное и дошкольное, - было открыто в 1933 году.
Назад