
Семён Алексеевич Лавочкин — советский авиационный конструктор, член-корреспондент Академии наук СССР,
генерал-майор инженерно-авиационной службы, четырежды лауреат Сталинской премии, дважды Герой
Социалистического Труда (1943, 1956).
nbsp; Родился в Смоленске в еврейской семье. Отец — Алтер Ильич Лавочкин, мать Гитта Савельевна —
домохозяйка. В 1917 году стал золотым медалистом, затем пошёл в армию. Сначала служил в пограничной дивизии
рядовым. В 1920 году начал учёбу в Московском высшем техническом училище (сейчас МГТУ им. Баумана). По завершении
получил квалификацию инженера-аэромеханика.
В 1939—1940 годах под руководством Горбунова В. П. в ОКБ-301 (город Химки Московской области)
был одним из инициаторов и участников создания советского современного самолёта-истребителя ЛаГГ-3 из
дельта-древесины. Вместе с Горбуновым В.П. и Гудковым М.И. в 1939 году получил служебное звание — главный
конструктор по самолётостроению. Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации,
созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком (назначен начальником ОКБ 23 ноября 1940 года),
обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны.
Удостоен Сталинской премии первой степени в 1941 году за создание истребителя ЛаГГ-3.
В 1943 году удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал Лауреатом Сталинской премии первой степени
за создание истребителя Ла-5. В октябре 1945 года после возвращения из города Горького назначен начальником
ОКБ-301 в городе Химки Московской области (ныне ФГУП «Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина»).
В 1946 году за Ла-7 удостоен Сталинской премии второй степени.
В 1948 году за создание новых типов самолётов удостоен Сталинской премии первой степени.
После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301,
были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители. В 1954 году Лавочкин начинает работу
над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н.С. Черняков). В 1956 году п
рисвоено служебное звание — Генеральный конструктор по самолётостроению. С 1958 года — член-корреспондент АН СССР.
Лавочкину дважды (1943, 1956) присваивалось звание Героя Социалистического Труда,
четырежды (1941, 1943, 1946, 1948) присуждалась Сталинская премия, он награждён многими орденами и медалями.
Лавочкин был избран депутатом Верховного совета СССР третьего-пятого созывов (1950—1958), член КПСС с 1953 года.
Умер от последствий острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года
при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Назад
|