Смоленщина 19 век
ось времени
экономика
политика
общество
культура
география
война
персоналии
тест
источники
главная страница


Торговля
Главные предметы отпускной торговли: лес, лен, пенька, молочные скопы, кожи, изделия некоторых фабрик и заводов, хлопчатобумажная пряжа, стекло, хрусталь, кафели, фосфорные спички, фосфориты. Предметы привоза: хлеб, крупа, разные мануфактурные, бакалейные, колониальные товары и проч. По отпускной торговле Смоленская губерния тяготеет к Риге, а по привозной — к Москве, Орлу и Варшаве. Годовые обороты по всем родам торговли в 1891 году выразились в сумме 40 380 172 руб.

Ярмарок до 200, но они незначительны и носят большей частью характер местных торжков, служащих, главным образом, для сбыта сельскохозяйственных произведений. Даже на более значительные ярмарки (например, в г. Юхнове) привоз не превышает 40 000 р.Привоз на все ярмарки по губернии, без города Смоленска, показан в 1898 году в сумме 879 625 р., а продажа — 544 847 р.

По своему счастливому положению у истоков трёх главных рек, ведущих к морям Балтийскому, Черному и Каспийскому, Смоленщина искони служила путем торгового движения, на что указывает обилие находимых разного
 
рода денежных знаков, начиная с IX века; изредка попадаются греческие монеты IV и VI веков, ольвийские II века и даже римские дохристианских времён. Все эти находки хранятся в местном археологическом музее. Летописи также указывают на торговое значение Смоленского края: по сказанию летописца Нестора, Смоленск лежал на великом пути из варяг в греки. С 1210 года встречаются торговые договоры смоленских князей с Ригой; в 1228 году заключён известный договор — «Смоленская торговая правда» — Мстиславом Давидовичем с рижскими, готландскими и др. купцами (Ганзой), неоднократно подтверждавшийся смоленскими князьями. 22 сентября 1697 года заключён был договор в Кёнигсберге, по которому бранденбургские подданные могли свободно приезжать в Смоленск для торговли.

В литовский период торговля Смоленска достигла наиболее цветущего состояния; но борьба Москвы с Литвой, а затем с Польшей из-за обладания Смоленском убила его торговлю, которая, несмотря на наступившее с 1686 года продолжительное мирное время, не могла восстановиться в прежних размерах. Вследствие падения Польши и присоединения к России Прибалтийского края границы для внешней торговли отодвинулись и она перешла в другие пункты; устройство новых портов, прокладка новых шоссе, постройка жел. дор., соединение рек каналами, открыв торговому движению более удобные или кратчайшие пути, еще более отвлекло грузы от Смоленской губернии; много повлиял в том же смысле бедственный 1812-й год. Смоленщина была, главным образом, посредником в передаче грузов, ибо от себя он мог доставлять только немного сырья. В последнее время прорезавшие губернию в трех направлениях железные дороги сильно сократили доставку грузов сплавом и совершенно почти убили извозный промысел, игравший видную роль в экономике местного населения. В 1799 году отправлено было в Рижский порт: из г. Поречья на 169 стругах и 10 шкунах груза на 3 711 963 руб., из г. Белого на 153 стругах и 22 шкунах на 1 165 276 руб., из Гжатской пристани в Санкт-Петербург на 40 судах на 219 412 р., а всего на 5 099 652 р. По десятилетней сложности (с 1848 по 1857 год) среднее число ежегодно отправлявшихся судов с Бельской пристани доходило до 369, с грузом на 2 484 000 руб., с Поречской — до 142, с грузом на 1 782 000 р.; для склада привозимых товаров на берегу Каспли имелось 150 амбаров. В 1892 году с обеих пристаней отправлено грузов всего только на 950 000 р. Сплав и доставка товаров по pp. Гжати и Вазузе почти совсем прекратились, между тем как при Петре Великом, открывшем этот водный путь, число пристаней на обеих реках доходило до 60, а число отходивших судов — до 1200; еще в 1850-х годов отправлялось ежегодно с 12 пристаней на р. Гжати до 160, а с пристаней на р. Вазузе — до 60 барок.