Лавочкин Семён Алексеевич (1900-1960)

Бородовский Василий Андреевич

Лавочкин Семён Алексеевич родился 20 августа (11 сентября) 1900 года в Смоленске (в некоторых документах указывается иное место рождения - местечко Петровичи Рославльского уезда Смоленской губернии). Сын учителя гимназии. Еврей. Окончил городское училище в городе Рославле, гимназию в Курске. С 1918 года - в Pабоче-Крестьянской Красной Армии. Воевал красноармейцем в Гражданской войне, в 1920 году служил в пограничной охране. В конце 1920 года демобилизован и направлен на учебу в Москву. Окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана в 1927 году. Проходил преддипломную практику в конструкторском бюро А.Н. Туполева, участвуя в разработке первого советского бомбардировщика АНТ-4 (ТБ-1). С 1929 года работал в ряде авиационных конструкторских бюро (КБ Ришара, Бюро новых конструкций и Центральное конструкторское бюро). В 1935 - 1938 годах - главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошел в серию). В 1938 - 1939 годах работал в Главном управлении авиационной промышленности. С 1939 главный конструктор по самолётостроению, руководитель конструкторского бюро на авиазаводе № 301 в городе Химки Московской области. Под его руководством там создан истребитель ЛаГГ-3 (совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым). С 1940 года - главный конструктор конструкторского бюро на авиазаводе № 21 в городе Горький. В годы Великой Отечественной войны существенно переработал ЛаГГ-3, первоначально имевший высокую аварийность и недостаточные лётные характеристики (произвёл замену двигателя и существенное усиление плоскости крыла, что резко увеличило боевые возможности самолёта). Тогда же создал 10 серийных и экспериментвльных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в боях. При их разработке Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал — дельта-древесину) с надёжным двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта. Компоновка самолёта Ла-5, Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н. Кожедуб сбил 62 немецких самолёта. Всего в 1941 - 1945 годах построены 22 500 экземпляров самолетов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании советской авиацией господства в воздухе. С 1943 года испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями.
С 1956 С.А. Лавочкин - генеральный конструктор ОКБ. На этом посту он завершил две такие крупнейшие работы, как во-первых, создание межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и, во-вторых, проектирование нового зенитного комплекса ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.
При завершении испытаний "Бури" 9 июня 1960 года Семён Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на полигоне Сары-Шаган в районе озера Балхаш (Казахская ССР). По неистребимой советской привычке засекречивать всё подряд, в газетах было сообщено, что конструктор умер в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище города-героя Москвы (участок 1).
Член-корреспондент Академии наук СССР (1958). Депутат Верховного Совета СССР 3-5 созывов (с 1950 по 1960 годы). Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён тремя орденами Ленина (31.10.1941, 21.06.1943, 30.08.1950), орденом Красного Знамени (02.07.1945), орденом Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, медалями, в том числе "За боевые заслуги" (5.11.1944). Имя Лавочкина носит научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст установлен на родине Героя в городе-герое Смоленске. Его именем названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты. В Москве установлена мемориальная доска на доме, где жил Герой.

Борис Николаевич Петров (1913-1980)

Борис Николаевич Петров

Борис Николаевич Петров родился 11 марта 1913 года в Смоленске. Отец Петрова работал бухгалтером, а мать была врачом. У Бориса Николаевича была сестра, немного младше его. В детстве Петров очень любил читать, рисовать, с большим интересом учился в школе. Детство его не было лёгким, Борис рано лишился родителей. Школу закончил досрочно, в феврале 1930 г., решил поступать в МЭИ, но документы у него не взяли, так как он был не из рабочей семьи. Все же Борис добился своего: закончил ФЗУ, год работал на заводе. Наконец, мечта сбылась: Борис Петров – студент МЭИ.
Отличная учеба. Аспирантура. Война. Институт эвакуировался в Ульяновск, где перед ним встали новые задачи. Фронту требовалось вооружение: снаряды, патроны. Станки вырабатывали миллионы патронов, но каждый патрон, каждую гильзу
приходилось примерять с большой точностью несколько раз, прежде выпустить с завода. Ручная браковка задерживала изготовление гильз. Инженер Петров задумался: а нельзя ли автоматизировать процесс браковки? Вместе с профессором В. А.
Трапезниковым он решил разработать такой автоматический станок. К концу 1942 года новый станок бойко застрекотал, сортируя и отбрасывая гильзы. В 1943 году станок поступил на вооружение страны. В 1943 году молодой учёный приступил к новой работе, ставшей диссертацией. Эта диссертация была написана так качественно, что учёный Совет засчитал её как докторскую и в 1945 году Учёный Совет института автоматики и телемеханики Академии наук СССР постановил на основе успешной защиты диссертации Б. Н. Петровым возбудить ходатайство об утверждении Петрова Бориса Николаевича в учёной степени доктора технических наук.
С начала 50-х годов академик Петров возглавляет Институт автоматики и телемеханики, ему поручено разработать системы регулирования для ракетно-космических комплексов. Здесь он познакомился с Сергеем Павловичем Королёвым. Институт Петрова стал выполнять исследования и разработки регулирующих устройств для космических систем.
Борис Николаевич был членом государственной комиссии, участвовал во всех её заседаниях, включая заседание, на котором решался вопрос о запуске космического корабля «Восток» с человеком на борту. Б. Н. Петров прекрасно знал первый отряд космонавтов и, конечно, - Юрия Гагарина.
Учёный занимался разработкой фундаментальных наук, в том числе – общей теорией управления. В последние два года своей жизни академик руководил в нашей стране научными программами исследования космического пространства. Под его руководством поднимались к звездам «Союзы» с советскими и международными экипажами на борту.
Удивительно то, что Борис Николаевич, несмотря на свою занятость наукой, педагогической деятельностью, административной работой много и хорошо рисовал, знал толк в лошадях и очень любил этих грациозных животных.
В 1983 году в Смоленском музее-заповеднике была организована выставка, на которой были представлены живописные работы Бориса Николаевича. Петров Б.Н. писал стихи, много читал. За свою жизнь он собрал большую библиотеку научной литературы, по отзывам специалистов эта библиотека - уникальна.
В нашей гимназии создан музей академика Петрова Б.Н. В музее собраны уникальные документы, книги, фотографии, личные вещи выдающегося ученого.
Гимназия гордится тем, что носит имя этого замечательного человека, нашего земляка.
Биография Б. Н. Петрова в датах:
• 1939 Окончил Московский энергетический институт.
• 1940—1946 старший научный сотрудник Института автоматики и телемеханики.
• 1945 доктор технических наук, степень получена минуя степень кандидата наук.
• 1947—1951 директор Института проблем управления АН СССР.
• С 1951 заведующий отделом Института проблем управления АН СССР.
• С 1948 профессор Московского авиационного института.
• С 1950 заведующий кафедрой Московского авиационного института.
• 1953 член-корреспондент АН СССР.
• 1960 академик АН СССР.
• С 1963 Академик-секретарь Отделения механики и процессов управления АН СССР.
• С 1966 председатель Совета по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства при АН СССР («Интеркосмос»).
• С 1979 вице-президент АН СССР.
Главный редактор журнала «Известия АН СССР. Техническая кибернетика» (ныне «Известия Академии наук. Теория и системы управления»), член редколлегий других журналов. Действительный член Международной академии астронавтики (1971), член Чехословацкой, Венгерской, Болгарской и Польской академий наук. Награды • Герой Социалистического Труда (1969).
• Орден Ленина.
• Орден Октябрьской Революции.
• Орден Трудового Красного Знамени.
• Орден Красной Звезды.
• Ленинская премия (1966).
• Государственная премия СССР (1972).
• Золотая медаль Национального центра космических исследований Франции.
• В ноябре 1980 года вышло постановление Правительства об увековечении памяти Б. Н. Петрова.
• В 1983 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Петрову.
• Золотая медаль имени Б. Н. Петрова (с 1993 года — премия) учреждена Президиумом АН СССР, присуждается за выдающиеся работы в области теории и систем автоматического управления, а также в области экспериментальных исследований по освоению космического пространства.
• Мемориальные доски в память Бориса Николаевича Петрова установлены на зданиях Института проблем управления и Московского авиационного института.
• Музей академика Б. Н. Петрова в средней школе № 20 (Смоленск).
• Именем Б. Н. Петрова названы:
• Площадь академика Петрова (Москва).
• Улица академика Петрова (Смоленск).
• Научно-исследовательское судно (Академии наук) Академик Борис Петров.
• Одна из аудиторий Московского авиационного института академии наук.

Владимир Николаевич Чиколев (1845-1898)

Бородовский Василий Андреевич

Владимир Николаевич Чиколев родился в 1845 году в с. Пески Гжатского уезда (ныне Гагаринский район Смоленской области). Окончив курс в Александровском сиротском военном училище в Москве, Чиколев поступил вольнослушателем в московский университет. Вскоре был приглашен ассистентом в физический кабинет профессора Цветкова. Затем занимался в лаборатории московского технического общества, преимущественно по электротехнике и электричеству. В 1869 г. работал над применением дифференциального принципа к электрическим дуговым лампам, в 1874 г. создал первую дифференциальную лампу. В 1880-х годах Чиколев принимал деятельное участие в трудах технического общества и явился устроителем первой электрической выставки, в С.-Петербурге в 1881 г., и редактором 1-го русского электрического журнала «Электричество».
С 1876 г. В. Н. Чиколев служил делопроизводителем артиллерийского комитета по электротехническому отделу. Его стараниями открыта в артиллерийском ведомстве электрическая лаборатория и электричество стало применяться ко многим военным целям, например к стрельбе и проч. В 1892 В. Н. Чиколев изобрел способ проверки рефлекторов фотографированием и изложил теорию электрических прожекторов. В этой области исследований В. Н. Чиколев был сторонником метода центробежной отливки параболических рефлекторов, предложенного Д. А. Лачиновым, с которым учёный на протяжении многих лет был в дружеских отношениях и регулярно сотрудничал

Сочинения Чиколев читал ряд популярных лекций об электричестве в Соляном городке и напечатал: «Электрическое освещение в применении к жизни и военному искусству» (СПб.,1885); «Чудеса техники и электричества» (СПб., 1885); «О безопасности электрического освещения» (СПб., 1886); «Справочная книжка по электротехнике» (СПб., 1885); «Проверка рефлекторов»; «Осветительная способность прожекторов электрического света»; «Электротехнические измерения и поверки» (вып. I, СПб., 1897); «Математические таблицы» (СПб., 1897); «Пиротехника» — популярная книга о приготовлении фейерверков.
Фантастика. Историки научной фантастики часто упоминают его рассказы «Чудеса электричества» (1884) и «Не быль, но и не выдумка» (1895). Название последнего рассказа использовал Всеволод Ревич для своей книги по истории русской дореволюционной фантастики.

Борис Николаевич Юрьев (1889-1957)

Борис Николаевич Юрьев Родился 29 октября 1889 года в Смоленске в дворянской семье, владевшей имением в Смоленской губернии. Он стал одним из пионеров вертолетостроения. Несмотря на то, что его имя не носит ни один вертолет, выработанные им теоретические основы и практические решения, подготовленные им специалисты явились основой, на которой возникло отечественное вертолетостроение.
Борис Юрьев родился 29 октября 1889 года в Смоленске. Отец мальчика, офицер-артиллерист Николай Александрович, человек высокообразованный, имел патенты на изобретения и публиковал статьи по усовершенствованию артиллерии. От него, вероятно перешла к Борису страсть к изобретательству и ремеслу, которая проявилась уже в детстве. После окончания гимназии в 1900 году Борис поступил кадетом во Второй Московский кадетский корпус, который закончил в 1907 году пятым из 45, с похвальным листом и наградой. Уже в корпусе он изобретал: электрическую пушку, фонический телефон, пылевсасыватель и многое другое. Тогда же среди рисунков мальчика появились оригинальные летательные аппараты.
После корпуса мальчик поступил в Московское техническое училище (будущее МВТУ). Здесь он встретился с Н.Е.Жуковским, стал активным членом воздухоплавательного кружка. Он нередко выступал с оригинальными идеями, летал на планере с А.Н.Туполевым и другими студентами. Среди его разработок был одновинтовый геликоптер. Борис Николаевич руководил подготовкой полетов аэроплана, построенного кружковцами в мае 1911 года. За отсутствием инструкторов студент нарисовал плакаты, на которых изобразил положения самолетов и узлов управления, снабженные четкими инструкциями. В 1911 году в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» появилась первая публикация Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней автор предлагал простой и удобный способ определения поверхности крыльев, который при данной мощности двигателя обеспечивают наибольший поднимаемый полезный груз. Он рекомендовал все самолеты строить с исследованием кривых веса, подъемной силы и скорости, вычерченных в зависимости от поверхности крыльев. В этой статье Юрьев впервые употребил термин «аэробус», который нашел применение на практике лишь через десятилетия.
В 1909 году Борис Николаевич решил создать геликоптер. Он воспользовался теорией С.К.Джевецкого, но соединил ее с теорией идеального винта. Совместно со студентом Г.Х. Сабининым Юрьев разработал теорию расчета винта геликоптера, который затем прошел проверку на практике. Н.Е.Жуковский назвал расчеты малодых ученых «теорией Сабинина-Юрьева». Под этим названием она существует поныне. В 1911 году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы. Весной 1912 года геликоптер построили. В газетах «Новое время» и «Русский инвалид» 1912 года появилась заметка о подготовке воздухоплавательного кружка ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду: «Студент Императорского технического училища Юрьев изобрел геликоптер, т.е. вертикальный винт для аэроплана. Этот винт дает возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одбрил ее…»
Схема вертолета Б.И.Юрьева Схема вертолета Б.И.Юрьева, запатентованная в 1910 году. Патентная формула гласила: "Одновинтовой геликоптер, отличающийся тем, что момент вращения, Произведенный подъемным винтом, уничтожается моментом сил двух малых винтов, действующих на концах некоторого плеча, перпендикулярного к оси большого винта".
Геликоптер Юрьева явился первой машиной такого класса, который построили не эмпирически, а на основе теоретического расчета и экспериментов. Авиаконструктору присудили Малую Золотую медаль. Проект намного опережал время. Юрьев первым разработал строгую схему вертолета, обосновал использование вспомогательных рулевых винтов. Предложил автомат-перекос, до наших дней являющийся важнейшей частью любой винтокрылой машины. Проект геликоптера Б.Н.Юрьева
Современники вспоминали, как он умело читал лекции, как четко излагал мысли, сопровождая прекрасными рисунками мелом на доске. Кроме того ученый умел увлекать слушателей. И ему поручили читать студентам, выбиравшим специализацию между третьим и четвертым курсами. Один из студентов того времени вспоминал: «Я увидел человека в кожаной куртке. В солдатских башмаках, с горящими глазами и одухотворенным лицом. Он так умел привлечь на свою сторону, что наша, правда небольшая, но набитая аудитория встретила его доклад чрезвычайно сочувственно, и большинство из тех, кто слушал этот доклад, стал позднее работниками авиации».
В 1919 году Юрьев начал работать в ЦАГИ; он возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу, где разрабатывали проекты аэросаней, лыж, винтов, проектировали тяжелый самолет «КОМТА». Ученый также проектировал будущие лаборатории, аэродинамические трубы и другое оборудование.
Вертолет ЦАГИ 1ЭА На основе экспериментов и теоретических изысканий в 1922 г. Б.Н. Юрьев предложил графоаналитический метод расчета винтов, позволяющий легко учитывать влияние трения на струю винта и на скорость вращения струи. Ученый разработал относительную вихревую теорию, издал учебники «Воздушные винты» и «Экспериментальная аэродинамика».
Вертолет ЦАГИ 1ЭА По инициативе Бориса Николаевича в 1926 году в ЦАГИ была организована вертолетная группа. Которая разрабатывала геликоптер по схеме. Предложенной Юрьевым. Ученый начал с исследований, в результате которых были избраны три наиболее перспективные схемы: одновинтовый вертолет с рулевым винтом и автоматом-перекосом, духвинтовый и восьмивинтовый. В результате первых в мире экспериментов такого рода, позволивших определить характеристики несущего винта у земли, появилась возможность построить геликоптер ЦАГИ 1 –ЭА. 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик а.М.Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты.
В 1935-1937 годах юрьев состоял главным научно-техническим консультантом по вопросам проектирования и строительства лабораторий научно-исследовательского сектора ЦАГИ. В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР. кафедрой вертолетостроения в МАИ. В 1953 году его наградили орденом Ленина.
Бюст Б.Н.Юрьеву Борис Николаевич был энтузиастом идеи создать самолет вертикального взлета и посадки с рядом поворотных электродвигателей вдоль крыльев. По его инициативе в 1954 году при МАИ была организована небольшая группа исследователей, разработавшая на уровне эскизного проектирования четырехмоторный конвертоплан большой грузоподъемности и большой скорости полета, однако для него еще не было достаточно легких и мощных турбогенераторных электростанций. За свою жизнь Б.А.Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов. 2 авторских и два охранных свидетельства. Среди его изобретений – ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие.
У Бориса Николаевича была своя четко изложенная схема подхода к изобретательству, сочетавшая широкий полет фантазии в период разработки нового со строжайшей проверкой новизны, целесообразности и пользы. Б.Н.Юрьев скончался 14 марта 1957 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя великого изобретателя носит теплоход. В 1961 году вышел двухтомник «Избранных трудов» ученого. Эта книга нетленный памятник Борису Николаевичу Юрьеву. Материал для гиперссылки по слову «геликоптер» Первым человеком, употребившим слово «геликоптер», был итальянский ученый Леонардо да Винчи. Слова «спираль» и «крыло» в его переводе с греческого языка стали звучать как «хеликс» («helix») и «птерон» («pteron»).

Список источников:

http://smolensk.myatom.ru/news/2012/21-11-1
http://smolenskgorod.ru
http://slovari.yandex.ru
http://warheroes.ru/hero