История Политика Экономика География Культура Персоналии Практикум Содержание Источники




Экономическое

Военный

НЭП

Промышленность

Коллективизация

Трудные

50-60-е

70-80-е

90-е

blog clocks часы для сайта

Трудные послевоенные годы

Восстановление промышленности и транспорта

1   2   3   4

   Темпы восстановления промышленности и транспорта были высокими, но все равно за первую послевоенную пятилетку (1946-1950 годы) достигнуть довоенного уровня промышленность области не смогла. За это время было восстановлено и построено 530 промышленных предприятий, выпуск продукции по сравнению с 1945 годом вырос в 3,3 раза. Но это составило только 58,3% к довоенному уровню производства. В то же время промышленность страны уже в 1947 году превзошла уровень довоенного производства. Главная причина сравнительно медленных темпов восстановления промышленного производства на Смоленщине заключается в последствиях войны. Слишком велики были разрушения. Восстановление чаще всего означало новое строительство на старом месте, ибо все лежало в руинах. Только в 1953 году промышленное производство в области достигло довоенного уровня, а в 1954 году довоенный уровень был превзойден на 17%.
   В первые послевоенные годы новое промышленное строительство практически не велось, но уже в начале 50-х стали строиться довольно крупные объекты. Сдерживающим фактором для развития крупной промышленности было отсутствие устойчивой энергетической базы. Поэтому в начале 50-х годов приступают к строительству крупной (по тем временам) электростанции - Дорогобужской ГРЭС, которая стала основой для формирования нового промышленного района. В это время строятся предприятия, обеспеченные современной техникой. Это, в частности, Гнездовский керамический завод, оснащенный новой техникой; оборудованный по последнему слову техники Смоленский кирпичный завод №2; Смоленская мебельная фабрика, отдельные экспонаты которой демонстрировались на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе; Руднянский завод сгущенного молока. С 1949 года началось строительство первых шахт в районе поселка Сафоново, а в 1952 году первая шахта дала уголь. Через два года вступила в строй вторая шахта. Так на Смоленщине появилась новая отрасль промышленности - угольная. Возник и новый город шахтеров - Сафоново. В 1953 году вступила в строй Смоленская чулочно-трикотажная фабрика, ставшая в скором времени одним из лучших предприятий области.
   Как и в годы первых пятилеток началось строительство льнозаводов. Но в это время строятся крупные, высокомеханизированные льноперерабатывающие предприятия с кирпичными корпусами и с минимумом ручного труда. Для рабочих, специалистов и служащих этих заводов строили благоустроенные дома. В 1951 году такие заводы были сданы в эксплуатацию в Ельне и Рудне, в 1952 году - в Екимовичах и Рославле, в 1953 году - в Вязьме, Стодолище, Сафонове, Туманове, Починке, Монастырщине и Ярцеве.
   Таким образом, за 10 лет (1944-1953 годы) Смоленщина восстановила уровень довоенного промышленного производства. Это стало возможным благодаря самоотверженному труду смолян. Так была заложена база для будущего индустриального роста.

1   2   3   4

Назад


[История] [Политика] [Экономика] [География] [Культура] [Персоналии] [Практикум] [Содержание] [Источники]


© МБОУ "СОШ № 2" г. Сафоново Смоленской области 
 Д.Егоров, П.Зенкин, Ю.Курбако, А.Пантюхов, А.Сильченков
mou2@bk.ru