Уголки Смоленщины

Апрель 23, 2014
Меню

 Дом - усадьба А.С. Грибоедова "Хмелита"

Ранорама усадьбы ХмелитаУсадьба Хмелита Грибоедовых - редкий образец крупного поместья, возведённого в стиле барокко.

В конце XVII столетия имение от князей Буйносовых-Ростовских переходит к С.Ф. Грибоедову. С 1747 г. хозяин Хмелиты - Ф.А. Грибоедов, дед известного драматурга и дипломата А.С. Грибоедова. Строительство главного дома начато в 1753 г., на 6 лет позднее возводится церковь Казанской иконы Божией матери.

Панораму усадебного ансамбля дополняла построенная Ф.А. Грибоедовым в 1759-1767 каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней. а рубеже XVIII-XIX веков в Хмелите было три храма. За речкой Скоробовкой в одной версте от Казанской церкви находилась каменная кладбищенская Алексеевская церковь, построенная в 1794 году в виде ротонды, с окружавшей ее колоннадою. Рядом возвышалась двухъярусная колокольня. Третий - Успенский, деревянный кладбищенский храм простоял до 1836 года.
Имя зодчего, построившего роскошный дворец с флигелями, украшенный колоннами и балюстрадой, карнизами и наличниками, нам неизвестно, но в былые времена его с гордостью демонстрировали гостям, считая, что по красоте здание вполне может соперничать с постройками Д. И. Жилярди в дорогобужском Алексине.

В 1780-1810 гг. (до 1812 г.) в родовом поместье проходят детские и юношеские годы будущего писателя. Первые же впечатления отрочества показали Александру Сергеевичу ту затхлую среду старого барства, чьим смелым обличителем он выступил со временем. Ребенком видел он вокруг себя спесивые и самодовольные лица Фамусовых, Хлестаковых, Хрюминых. Это были родные или светские знакомые его матери, постоянно стремившейся скрыть стесненное свое положение, запутанное беспорядочностью ничтожного мужа, блюсти традиции рода, восходившего к выехавшим из Польши дворянам и украшенного именами многих допетровских сановников, не отставать ни в чем от избранного общества и при помощи связей обеспечить хоть для детей блестящее будущее.

ХмелитаВластная и честолюбивая, она способна была изломать жизнь детей, насиловать их природу, попирать их волю и склонности, лишь бы выполнить свой план выхода из захудалого состояния. Но, превышая умом, пониманием духа века и культурными вкусами большинство своих сверстниц, она знала, что, кроме старомодных торных дорог, в александровское время к карьере вели, иногда гораздо скорее и успешнее, новые пути, где родовитость опиралась на просвещение.

Во время Наполеоновского нашествия в Хмелите останавливался маршал Франции Мюрат, во время отступления французской армии - генерал-майор И.М. Бегичев с конным отрядом партизан. Около 1836г. главные постройки усадьбы подверглись серьёзной реконструкции. Трапезная Казанской церкви была расширена; усадебный дом приобрёл ампирные черты, вместо предшествующих барочных. На главной оси парадного фасада появился четырёхколонный портик под треугольным фронтоном, здание увенчал деревянный бельведер. Кроме того, дом и юго-восточный флигель соединили при помощи протяжённой одноэтажной галереи, позднее надстроенной вторым этажом.

К концу XIX столетия имение часто сменяет владельцев, и постепенно приходит в упадок. Некий подъём намечается в период владения Хмелитой семейством Гейденов. Незадолго до революции, после пожара в родовом поместье Гейденов "Глубокое" в Хмелиту перевезена великолепная коллекция живописных полотен (Джорджоне, Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Камиля Коро и др.), расформированная после национализации имения в 1919 г. по разным музеям Вязьмы, Смоленска и Москвы.

В советское время архитектурному комплексу нанесён серьёзный ущерб: снесены до основания два храма, разобраны флигели, обезличена Казанская церковь, уничтожена часть построек хозяйственного назначения.

Архитектура главного дома Хмелиты насыщена богатой пластикой стиля барокко (здесь и выступающие ризалиты с лучковыми и треугольными фронтонами над сильно раскреповынным антаблементом; трёхчетвертные колонны, вознесённые на высокие постаменты и на уровень второго этажа на центральном ризалите; нарядное аппликативное декоративное убранство; необычайно оригинальные парные лестницы паркового фасада, широкими полукружиями ведущие на балкон дворца).

В настоящее время в отремонтированной и частично восстановленной (реставрационные работы ведутся с 1970-х гг.) усадьбе Хмелита, располагается государственный музей-заповедник А.С. Грибоедова.

Усадьба ХмелитаУсадьба Грибоедова