Уголки Смоленщины

Апрель 23, 2014
Меню
Православие в стихах

Мы растеряли Русь. И как иголку
Пытаемся в траве ее найти.
Храните материнскую иконку,
Одна она сумеет нас спасти!

------------------
(В. Боков)

По святым местам

Русский народ издавна привык совершать паломничества по святым местам России. Но насильственное отторжение религиозной памяти привело к тому, что среди людей распространилось религиозное невежество, появилось обрядоверие и потребительское отношение к святыням. Следствием этого некоего духовного голода стало несвойственное православному мировоззрению понимание святости того или иного колодца, тех или иных захоронений подвижников благочестия. Часто от незнания истории Церкви, истории своего региона, религиозно невежественные люди начинают оказывать почитанию месту не только  освященному какими-либо чудотворениями, но и заведомо оскверненному языческими легендами. Колоссальный поток информации, проповедующий языческие и неоязыческие религии и философские учения Востока привел к смешению православных традиций и , например, буддизма-ламаизма. Примером тому может послужить навязывание ленточек возле святых источников. Часто приходится с незнанием людьми понятий о святости места святого родника или уделить внимание  вопросу, что православные люди вкладывают в понятия «святое место», «святой источник».

Святым место называется то, где были явно показаны благодеяния Божии роду человеческому. Сюда можно отнести монастыри, храмы, святые родники, святые колодцы, места захоронений подвижников благочестия. И не столь важно, сохранились ли эти монастыри, храмы, колодцы или могилы. Как известно, что при освящении престола нового храма от Бога дается не только Благодать, но и Ангел – бестелесное духовное существо, которое навеки пребывает в этом месте. И даже если храм разрушен, Ангел все равно пребывает там, вот почему в Церкви укоренилась  традиция на месте разрушенного храма обязательно возводить закладной камень, памятную доску, а еще лучше – ставить крест или часовню. Каждая поруганная святыня должна быть если и не возрождена полностью, то, по крайней мере, территория, на которой располагался храм, и особенно его алтарная часть, облагорожена и опекаема верующими ближайших приходов. Если же говорить о разрушенных колодцах и оскверненных могилах почитаемых народом угодников Божиих, то и на этом месте присутствует Божия благодать. Такие места должны быть или возрождены , или отмечены знаком православия – святым крестом. Примером святых мест на Смоленщине могут послужить Спасо-Преображенский монастырь в Рославле, Болдин монастырь под Дорогобужем, православные храмы епархии, захоронения рославльских пустынников, источник в Лугах, источник преподобного Авраамия в Смоленске и др.

Чтимой иконой называется икона, прославившаяся от Бога даром чудотворений или наиболее почитаемая в определенной местности, монастыре, храме. Важным фактором является документально подтвержденные исторические свидетельства о случаях чудотворений от икон (исцеления больных), хотя для верующего человека это не принципиально. Для верующих людей чтимые иконы – это живая реальность. Иконы призваны не просто украшать, а освящать собой храмы, от чего порой происходит  чудо их (икон) обновления. И это лишний раз доказывает, что дело мы имеем с живым образом, а не с мертвым произведением искусства. Не с историей, а с тем, что выше всякой истории – с Вечностью, с Божественным духовным миром, который существует рядом с нами, к которому мы причастны и можем в любой момент прикоснуться, в том числе через иконы.

Смоленщина богата чтимыми и чудотворными иконами. Главный чудотворный образ нашей земли находится в Смоленске. Это Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». В Рославле почитаются Тихвинская, Ахтырская, Иерусалимская иконы Божией Матери, икона святой великомученицы Варвары. Особенно хочется сказать о возродившемся почитании Луговской иконы Николая Чудотворца, копия которой недавно передана храму святого Стефана Пермского в Десногорске специально для крестных ходов в село Луги.

Святым источником является колодец или родник, появившийся  или в результате явления иконы возле него (конкретный пример – Никольский источник в Лугах), или выкопанный руками святого (как источник преподобного Авраамия в Смоленске, источники возле захоронений рославльских пустынников- Никиты и Феофана). Вот здесь важен сам факт документального подтверждения времени появления того или иного источника. Иначе мы сможем оказаться в сетях обрядоверия и духовного невежества. Никакие красивые народные легенды о таинственных явлениях, наблюдаемых в природе, убитых (или раненых) монахах, монашках, чистых душах, обитающих возле родников, - не могут быть основанием для того,  чтобы назвать определенный источник или колодец святым. Широко распространены легенды о провалившихся церквях, на месте которых забили родники или появились озера. Но при критическом разборе исторических документов, которых, слава Богу, сохранилось немало, приходиться свидетельствовать совершенно обратное .Иногда в тех местах, которым народная молва приписывает существование в давние годы церквей, храмов вообще то и не было.

Предания о провалившихся церквях распространены на  Смоленщине. В целях усиления достоверности события рассказчики называют некоторые предметы, будто бы обнаруженные на месте исчезнувшего храма. К истокам преданий едва ли возможно пробиться через толщу разного рода поверий и легенд. Не исключено, что они связаны с событиями тех далеких времен, когда враги не могли смириться: пусть лучше сами храмы уйдут под землю, чем будут осквернены иноверцами.