Уголки Смоленщины

Меню
Православие в стихах

Не отгрешиться
От былого,
Нам корни памяти нужны.
Что в душах русских
Есть святого, -
Мы вместе все
Хранить должны.
------------------
(А. Мишин)

Святыни земли Рославльской

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г.Рославле Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Рославля
В Смоленской области, в центре г. Рославля, на высоком берегу реки Становки расположен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Точная дата основания этой обители неизвестна, но есть сведения о том, что монастырь существовал до 1560 г. В 2014 году исполняется 195 лет со дня построения и освящения этого храма. 

В Спасо-Преображенском монастыре хранятся местночтимый образ Великомученица Варвары, список с чудотворной иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы, частицы мощей Преподобных старцев Оптинских.

Монастырь играет особую роль в деле почитания святых мест Рославльского района. Это святой источник в селе Луги, возникший в 1730 г. На месте явления иконы святителя Николая, источник в селе Максимова, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, Казанский источник, святой колодец возле могилы пустынника схимонаха Никиты.
Монастырь был и остается центром просвещения для подрастающего поколения рославльчан. С 1823 года при нем действовало духовное училище, в возрожденном монастыре существует православная гимназия. Учебный корпус расположен в бывших братских кельях.
Читать далее ...

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона Божьей МатериВ Спасо-Преображенском соборе монастыря города Рославля хранится список с чудотворной иконы Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Этот образ издавна почитаем.
Тихвинская икона Богоматери в своем первообразе находится в Тихвинском монастыре Ленинградской области.
 Факт явления иконы произошел в 1383 г., во время княжения великого князя Димитрия Донского. Рассказывают, что как-то на Ладожском озере рыбаки ловили рыбу. Вдруг заблистал перед ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели вверх, то увидели, что в воздухе над водой движется икона Богоматери с Младенцем на руках. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора. Она явилась в 30-ти верстах от озера. Там поставили для нее часовню, где свершилось много исцелений. Вскоре икона невидимо отошла из этого места. Ее видели в двух верстах стоявшей среди блистающих лучей в воздухе. Жители этой местности собрались к иконе и, пораженные чудом, всем сердцем молились Царице Небесной. Тогда икона опустилась на землю, и много больных получили от нее исцеления. Для иконы устроили часовню, а потом и храм, но она и здесь пробыла недолго; явилась она в 19-ти верстах от того места и остановилась в 20-ти верстах от города Тихвина. Построили и там часовню, а затем и храм. Но и оттуда икона вскоре перенеслась на гору близ Тихвина, идя в воздухе, как облако. К месту нового явления собрались толпы народа; из соседних сел пришли священники. Во время общей молитвы икона чудесным образом сошла на руки молящихся. Тогда же немедленно приступили к устройству в этой лесистой местности храма. Рубили лес и в тот же день поставили уже три венца. На ночь к этому месту приставили стражу, а народ разошелся по своим дворам. Стража бодрствовала всю ночь, но к утру уснула. Когда она пришла в себя, то ни иконы, ни начатого сруба на месте не оказалось. Когда собрался народ, то в глубокой горести стал оплакивать потерю святыни.  Затем, разойдясь в разные стороны, люди стали искать повсюду икону. Она была найдена за рекой Тихвинкой, за 2 версты от той горы, где явилась, -- в болотистом месте. Пришедшие увидели, что все это место озарено светом. Там стояла икона, а рядом – начатый сруб.
В радости народ окружил чудную святыню.
На этом месте, окончательно избранном Богородицей для пребывания Ее иконы, был поставлен деревянный храм, сгоравший 3 раза, причем икона оставалась невредимой. Затем по велению великого князя Василия Ивановича (1505 -1533) приступили к построению каменной церкви. В ней, когда она была почти готова, обрушились своды, завалив 20 рабочих. Через 3 дня, когда упавшие камни были разобраны, среди обломков нашли их всех живыми.
Повелением Ивана Грозного, посетившего Тихвин для поклонения иконе, при храме, где она пребывала, был устроен мужской монастырь.
Икона прославилась великими чудесами – прозрением слепых, исцелением бесноватых. Благодарный народ прославлял ее по всей православной Руси.
К памятным знамениям, исходящим от этой иконы, относится оборона Тихвинской обители от шведов в 1613 г. Несколько раз пытались шведы захватить монастырь, но каждый раз, после того как защитники монастыря икону обносили по стенам вокруг обители, шведы бежали, объятые необъяснимым страхом. Это славный, но не единственный факт защиты Богоматерью своей обители от врагов.

Икона святой великомученицы Варвары
Святая ВарвараНаряду с почитанием Тихвинской иконы Богоматери, в Спасо-Преображенском монастыре почитается икона святой великомученицы Варвары, как и сама святая.
При императоре Максимиане в IV веке в городе Илиополе жил богатый язычник по имени Диоскор. Как зеницу ока хранил он свою единственную дочь Варвару, затворив ее в башне. В своем затворе Варвара, рассматривая красоту поднебесную, «от твари Творца познать научилась». И загорелся в сердце Варвары огонь любви Божественной.
Многие богатые и знатные юноши сватались к ней, но Варвара всем отказывала, огорчая отца, желавшего для нее всех благ земных. Наконец, полагая, что общение с людьми изменит характер дочери, он разрешил ей выходить из башни. Варвара познакомилась с христианами, которые ей открыли Имя Господа Иисуса Христа, и девушка приняла Святое Крещение. Когда она утвердилась в своей вере, разгневанный Диоскор хотел тотчас убить ее мечом, но Господь помог Варваре сокрыться в расселине скалы. Озверевший отец нашел ее лишь на следующий день, мучил несколько дней и затем выдал как христианку правителю города Мартиану. Когда Варвара отказалась принести жертвы идолам, она была предана тяжким телесным и нравственным пыткам. Ни обнажение тела, ни бичевание не поколебали ее. В полночь, во время слезной молитвы, озарил ее свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо я с тобой». Наутро мучения Варвары продолжились, ее вновь подвергли пыткам, но она устремилась духом к Богу, и Господь укрепил ее силы на самое твердое исповедничество. Для большего издевательства было приказано водить девушку по городу без одежды, но и здесь Господь сотворил чудо: Ангел окутал святую неземным светом, как бы одеждою.
Варвара была усечена руками своего немилосердного отца. Диоскара и правителя Мартиана в тот же день постигла кара Божия: оба погибли, убитые молнией.
Икона святой Варвары принесена в монастырь Рославля юродивым. До революции икона почиталась богомольцами и была украшена серебряным окладом.
После закрытия монастыря икона святой Варвары исчезла. Но память о ней сохранилась. Во вновь открытом Преображенском соборе была помещена за левым клиросом икона, написанная на полотне, переданная впоследствии в один из храмов Рославльского благочиния, а на ее место написана новая икона святой великомученицы, которая не меньше древней почитается народом.
Празднование в честь дня святой великомученицы Варвары совершается в монастыре ежегодно, 17 декабря. Это торжественный день не только для монастыря, но и для всей рославльской земли.