Уголки Смоленщины

Апрель 23, 2014
Меню
Православие в стихах

Тает синяя дымка лугов,
И летит серебро с тополей,
Но бессмертна вода родников
Ясных гор и долин, и полей.
Сразу прочь отступает беда,
На душе и теплей, и светлей,
Это Родины чудо-вода
Чистотою спасает своей ...

------------------

Никольский источник села Луги

Никольский источник в селе ЛугиНикольский источник в селе ЛугиНикольский источник в селе Луги

На территории Рославльского района есть святыни, которые духовно тесно связаны с событиями, происходившими в этих местах. Это Никольский источник и икона святого Николая, находящиеся недалеко от села Луги.

По всему миру почитают угодника Божия, во всех областях России есть ему посвященные храмы. Село Луги – один из живописнейших уголков Рославльского района. Оно раскинулось по скату отлогого холма. Дремучим вековым лесом и двумя извилистыми ручьями у подошвы горы оно как будто отрезано от остального мира. В стороне светлеет глубокое озеро, куда бегут быстрые струи источников. До 1932 г. над селом и его окрестностями возвышался красивый каменный храм. Старожилы уверяют, что в ясный солнечный день блеск его золотого креста был виден на 25 км кругом и был заметен даже в Рославле. Храм привлекал в село Луги множество богомольцев. Место это было прославлено явлением чудотворного образа святителя Николая.

Никольский источник в селе ЛугиОколо 300 лет назад на месте нынешнего села был только дремучий лес, принадлежавший помещику Швыйковскому. Сюда заезжал для охоты сам владелец, и лесники обходили территорию, оберегая деревья от порубщиков. Во время одного из таких сторожевых обходов Богу было угодно явить дивный образ Своего Угодника. Был жаркий летний день. Усталые лесники спешили утолить жажду. Не дойдя немного до ключа, они вдруг заметили свет, шедший от одной из сосен. Когда приблизились к дереву, то увидели на нем образ святителя Николая, который разливал вокруг себя чудное сияние. Пораженные этим явлением, лесники упали на колени перед иконой, но не осмелились взять ее с собой, а сообщили о чудесном явлении образа своему господину. Скоро весть о дивной иконе разнеслась по всем окрестностям и множество народа поспешило к руднику. Узнали об образе и в Смоленске. Высшее духовное начальство, по благоразумной предосторожности, сочло недостаточным одних рассказов о чудесном образе лесников и помещика и, опасаясь обмана и суеверия, приказало взять с сосны у родника новоявленную, загадочного происхождения икону и привезти ее в Смоленск. Икона была поставлена в архиерейской ризнице, «впредь до какого – либо чудесного знамения». Такое знамение не замедлило явиться.

Скоро после изъятия образа помещик Швыйковский лишился зрения. Все усилия, направленные к излечению, остались безуспешными. В горе он обратился с молитвой к Богу. В ответ на молитву явился ему во сне святитель Николай и велел отправиться в Смоленск, помолиться там перед явленной иконой и возвратить ее на место явления. После исполнения этого святой обещал больному возвратить зрение. Швыйковский так и поступил: отправился в Смоленск и здесь, после молитвы перед иконой, усердно просил епископа Гедеона вернуть образ на место. Помещик рассказывал епископу о бывшем ему ведении и обещал построить на месте явления иконы часовню. Епископ, убежденный рассказом помещика, удовлетворил его просьбу. И тот отнес икону к роднику, где она явилась. Тогда совершилось чудо, обещанное святителем. Уже после молитвы перед образом в Смоленске Швыйковский почувствовал улучшение зрения, теперь же, когда он умылся водой на месте явления иконы из родника, зрение к нему совершенно возвратилось. Благодарный владелец тотчас поспешил исполнить свой обет, данный Святителю перед епископом Гедеоном, и устроил для образа над родником часовню. Это было в 1730 г.

О дальнейшей судьбе чудотворного образа и прославленного им места известно следующее. От Швыйковского место с родником и чудотворным образом перешло к новому владельцу, графу Салтыкову. Так как стечение паломников к образу не уменьшалось, а возрастало, и некоторые из низ стали здесь селиться, то граф построил в 1764 г. недалеко от часовни деревянную церковь, куда был перенесен образ из часовни. В 1858 г. он же возвел большой каменный храм в русском стиле с главным престолом во имя Святителя и двумя приделами. Здесь за правым клиросом и хранился чудотворный образ.

Над целебным родником граф Салтыков устроил колодец, названный в народе святым.
Явление образа и исцеление Швыйковского были не единственными чудесами от иконы Святителя. После них много было явлено чудес от иконы и святой воды из источника по молитвам святого угодника и других знамений небесной помощи верующим.
Но самыми сильными и наглядными доказательствами дивной силы, связанной с образом святителя Николая, являются его благодеяния городу Рославлю.

Крестный ход с Чудотворной иконойКрестный ход с Чудотворной иконойДважды, в 1832 и 1848 гг., город и окрестности были поражены занесенной азиатской гостьей – холерой. Каждый раз ее опустошительные действия прекращались после усердного общего моления Господу на городской площади перед чудотворным образом Святителя.
После этих двух испытаний не раз выпадали городу новые бедствия в виде частых и сильных пожаров, и местное предание свидетельствует, что всегда в таких случаях, как только приносили честный образ святого Николая и молились перед ним, небесная помощь являлась бедствующим и спасала их. Особенно сильное испытание поразило город 18 июля 1855 г. До того времени пожары в Рославле случались редко и скоро прекращались. Но пожар 1855 г. надолго разрушил установившееся благосостояния рославльчан.
Икона находилась в Никольском храме село Луги до 1932 г. Затем храм был разрушен, часовня над святым колодцем стерта с лица земли.
Святой образ был утерян, и судьба его неизвестна. До наших дней сохранились описание иконы и ее фотография в книге Воскресенского и Гусева.

паломники в ЛугахНесмотря на то, что икона исчезла, храм разрушен, надкладезная часовня стерта, люди не забывали святое место. Сохранился колодец с вделанным в него чугунным кольцом. Этот колодец собирал к себе верующих.
Спасо – Преображенский приход г. Рославля оставался единственным хранителем церковных традиций на святом месте. Приезжали из Смоленска, Брянска, Рославля и других городов и селений.

Чугунное кольцо покрывалось налетом из моха, гнилых листьев. Местность вокруг святого источника превращалась в болото, зарастала кустарниками. Власти были заинтересованы в уничтожении колодца и не разрешали чистить его, вырубать заросли. Несколько раз делались попытки засыпать источник мусором, пытались, но безуспешно, вырвать из земли чугунное кольцо. Как-то подогнали три гусеничных трактора, тросами подцепили кольцо и пытались его вытащить. Тросы рвались, а кольцо оставалось на своем месте.
После торжественного празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. власти изменили взгляды на Церковь. Верующие получили право свободно, без страха молиться, строить храмы и посещать святые места. В это время обретает второе рождение и Луговской источник. Впервые за многие годы колодец был вычищен от накопившейся в нем грязи.

Никольский источник в селе ЛугиНикольский источник в селе Луги

Спасо-Преображенский монастырь города Рославля, по установившейся традиции, является хранителем святого колодца. В день памяти св. Николая Чудотворца, теперь уже 22 мая, после окончания литургии в Преображенском соборе все желающие размещаются в специально заказанных автобусах и отправляются в Луги. По прибытии в село первоначально служится заупокойная лития на месте, где стоял храм, а теперь установлен поклонный крест. Затем, в преднесении иконы святителя Николая, процессия направляется к колодцу. Там служатся молебны Святителю с чтением ему акафиста и совершается водоосвещением. После молитвословий все черпают воду и отбывают в Рославль. Но до самого вечера тянутся машины с людьми к святому источнику.
Необходимо сказать о воде из святого источника. Она холодна, прозрачна, с легким серным запахом и необыкновенна вкусна. При хранении не портится и не теряет своих свойств.

Устанавливается традиция освещения воды на источнике 19 января, в день Крещения Господня. Вечером 18-го, в 23 часа собираются люди из Десногорска и Рославля в Лугах на источнике. Возжигаются свечи, и все ждут полуночи. Ровно в полночь начинается великое освещение воды, после чего все желающие посещают купальню.

Св.источник в Лугах

Купание