Уголки Смоленщины

Меню
Православие в стихах

Долго плелся я тропкой окольной,
Как слепой, стотыкаясь и падая,
Пока звон не позвал колокольный,
Сердце чистыми звуками радуя.
Эти звуки благие заставили
Оглянуться усталого путника.
Вспомнил я, что крещен в православии,
Наречен в честь святого заступника.

------------------
(А. Пранов)

Храмовое зодчество Смоленска. История развития

После крещения Руси в Смоленскую землю начало проникать христианство. О здешних храмах той поры ничего не известно.
Заложенный Владимиром Мономахом в 1101 г. Успенский собор в Смоленске стал первым монументальным зданием древнего города. В 1936 г. Князь Ростислав Мстиславович добился учреждения в Смоленске независимой епископии. При нем в городе развернулось широкое каменное строительство.

В начале XII в. На месте гибели князя Глеба в устье Смядыни был основан деревянный Смядынский монастырь. 5 сентября 1145 г,. В день 130-летия со дня смерти Глеба, Ростислав Мстиславович заложил в обители кирпичный Борисоглебовский собор. Вероятно, в 1150 г. Строительство величественного шестистолпного храма было завершено. Он принадлежал смоленской княжеской династии и отличался размерами и пышностью отделки. Окна в храме располагались в три яруса, с трех сторон его опоясывала галерея. Собор был расписан и имел майоликовые полы. 21 августа 1191 г. Состоялось еще одно освящение храма в связи с тем, что князь Давид привез из Вышгорода под Киевом бесценную реликвию – деревянные гробницы Бориса и Глеба. Возведение храма на месте мученической смерти одного из первых русских святых – свидетельство того, что Смоленск представлял собой крупный политический и культурно-религиозный центр.
После Борисоглебовского собора храмовое строительство велось непрерывно и интенсивно.

В 1146 г. На правом берегу Днепра была возведена церковь Петра и Павла -  самое древнее  сооружение Смоленска, дошедшее до наших дней.

В середине XII века на Соборной горе были сооружены бестолпная княжеская церковь, а также кирпичный княжеский терем.
Возможно, он входил в состав княжеского двора, остальные постройки которого были деревянными.
 В 1173 г. На невысоком холме левого берега Днепра была возведена церковь Иоанна Богослова во Вражке. Предположительно ее построили у Чуриловской переправы через Днепр по заказу князя Романа Ростиславовича. Она стоит почти напротив церкви Петра и Павла и отличается от последней лишь деталями плана и высотой. От постройки XII века сохранились стены, тогда как своды, восьмерик и столбы были переложены в XVIII веке. К храму примыкали два небольших придела и галерея- усыпальница. На угловой северо-восточной лопатке сохранился рельефный крест из плинфы.

Одноглавая крестово-купольная трехапсидная церковь Иоанна Богослова заняла важное место в смоленском зодчестве, развивая тип храма с галереями и притворами.

Необходимо отметить, что территория к востоку от устья Чуриловки содержит большое число каменных остатков сооружений XII-XIII веков. Помимо церкви Иоанна Богослова в этом районе найдены фундаменты ротонды и еще двух церквей. Возможно, здесь находился двор князя Романа.

В Смоленске во второй половине XII века сформировалась строительная артель, возводившая  храмы киевской архитектурной школы. В это время были построены церковь в Перекопосном переулке, церковь Василия в Смядынском монастыре.

В1180-е годы развитии смоленского зодчества произошли существенные изменения. Прежде всего они выразились в появлении смоленского типа храма – высокого и стройного, с плоскими снаружи и округлыми внутри апсидами, с галереями и притворами, с богатым декором фасадов. Церковь Михаила Архангела стала первым храмом с подобными чертами. Она была построена в 1180-1197 годы в загородном княжеском дворе Давида Ростиславовича. Ее возвел зодчий, приглашенный князем из Полоцка. Величественная и строгая, она производила сильное впечатление. Летописец писал, что подобной ей не было «в полунощных странах» и многие иноземцы приходили любоваться «изрядной красотой ея». Шестистолпный трехапсидный храм с тремя равновеликими двухъярусными притворами отличается вертикализмом пропорций. Между тем внешне храм украшен довольно скромно: пучковыми пилястрами и аркатурным поясом. Но стены притворов отличались богатством декора.

В начале XVIII века были переложены верхние части стен, ее своды, пробиты большие восьмигранные окна.
Обладающая высокими художественными достоинствами, церковь является наиболее известным храмом Смоленска, выдающимся памятником древнерусского зодчества. Ее формы многократно повторились в других храмах города.

В 1190-е годы в устье р. Кловки был построен один из самых выдающихся памятников древнего смоленского зодчества – собор Троицкого монастыря на Кловке. Возведенный вслед за церковью Михаила Архангела, он имел такую же композиционную схему и размеры.
С трех сторон к нему примыкали притворы, при этом у северного и южного притворов были свои маленькие апсиды.  Большая центральная апсида была полукруглой, а боковые – прямые снаружи. Стены храма членили пучковые пилястры.

На рубеже XII-XIII веков в верховьях р. Смядыни в Спасском монастыре был сооружен кирпичный Спасский собор с двумя приделами. Этот четырехстолпный храм во многом напоминал Троицкий собор и церковь Михаила Архангела.

Вероятно, это был собор епископского монастыря, так как располагался в епископских землях у ручья  Протока, на восточной окраине города. Он был расписан, найдено множество фрагментов фресок.

В конце XII – первой половине XIII веков в Смоленске были построены церкви на Малой Рачевке, у устья р. Чуриловки, близ Пятницкого ручья, на Окопном кладбище, на Большой Краснофлотской улице, на Воскресенской горе. О последней следует сказать особо. Воскресенская гора господствует в окружающем ландшафте, возвышаясь над уровнем Днепра на 60 м ( Соборная гора – на 57 м) .До XVII века гора называлась Васильевской по древней деревянное церкви, построенной на месте языческого капища. В конце XII начале XIII веков деревянный храм  сменил шестистолпный собор с тремя апсидами. Вероятно, он назывался Воскресенским и был одним из крупнейших памятников города наряду с епископским Успенским собором. План его почти идентичен плану псковского Троицкого собора. Найденные фрагменты фресок свидетельствует о том, что росписи смоленских храмов отличалось богатством колорита и разнообразием декоративных мотивов.

Выразительный тип смоленского храма сникал большую популярность. В это период смоляне возвели Спасскую церковь в Старой Рязани и церковь в рязанской Новом Ольговом городке, Пятницкую церковь и Троицкий собор в Новгородской земле, церковь на Вознесенском спуске в Киеве.

В самом Смоленске – важнейшем центре  древнерусской архитектуры – было построено большое количество храмов домонгольской поры. Вместе с двумя каменными храмами в Рославле и по одному в Вязьме и Мстиславе на территории Смоленского княжества выявлено их не менее трех десятков.

Но в действительности каменных храмов было больше. По их числу Смоленск занимал третье место на Руси после Киева и Новгорода. Церкви располагались вдоль Днепра на протяжении 6 км, формируя грандиозный ансамбль процветающего города. Однако подъем смоленского зодчества длился недолго – всего 40 лет. В 1230 году  город опустошил страшный мор. В 1239 г. Княжество распалось на уделы. В 1404 году Смоленск захватил литовский князь Виват. Монументальное строительство здесь в  XIV- XVI веках велось ограниченно. В 1514 году Смоленск вошел в состав Московского государства, что вызвало оживление в городе храмового зодчества. К концу этого века в Смоленске насчитывалось около одиннадцати монастырей, в том числе девять на левобережье. В XVI столетии в городе было огромное количество храмов – около 200 , что вызвало изумление иностранцев.

После захвата Смоленского в 1622 г. Речь Посполитая Начала насаждать католичество и преследовать православие. Не удивительно, что после освобождения города в 1654 г. Отслужить благодарственный мобелен по случаю победы  не представлялось возможным: здесь не было ни одного православного храма.

Первым в 1676 году освятили каменный Троицкий собор, в 1677 году началось строительство Успенского собора. В 1693-1704 годах был сооружен Вознесенский собор.

Особенно бурное храмовое строительство город пережил в 1760-ее гг,. когда было построено сразу восемь каменных храмов, Воскресенская, Крестовоздвиженская и Спасская церкви. Последнюю в обиходе называют Окопной, т.к. она расположена вне крепостных стен, на восточной окраине города, там, где в 1632-1633 находился лагерь М.Б. Шеина. Храм был построен в 1766г. В стиле барокко. К востоку от него находится могила первого историка Смоленска Н.А. Мурзакевича (1769-1834).

В юго-восточной части города, у крепостной стены, стоит каменный двухэтажный собор Спаса Преображения. Он является главной постройкой Авраамиевского монастыря,  основанного по распоряжению царя Алексея Михайловича на месте, с начала XIII века находился мужской монастырь Положения Риз Богородицы. Этот предшественник современного Авраамиева монастыря не пережил осаду 1609-1611 гг. и к середине столетия  исчез совершенно. Первоначальный деревянный собор Спаса Преображения был перестроен в каменный в 1755-1765 гг. на средства купца Б. Пискарева. Он двухпрестольный. Главный престол на втором этаже освящен во имя Спаса Преображения, нижняя  церковь – во имя  Авраамия Смоленского. Храм в архитектурном отношении необычайно интересен и своеобразен и заслуженно относится  к лучшим памятникам  барокко  в Смоленске. Он представляет собой  трехцветный  четверик с пятигранной апсидой, колокольней из двух четвериков и восьмерика звона и высоких крылец. Сооружение отличается богатством декоративного убранства. Здесь и фигурные  ниши, и пилястры, и полукруглые фронтоты, и сложные наличники, изысканный орнамент, катушки над входами.

В 1728 году при монастыре открыли семинарию. Это было первое учебное  заведение города. В 1773г. Была возведена каменная Введенская церковь (уничтожена в 1941-1943гг.). Не сохранилась и каменная ограда обители  с интересными воротами. Уцелели выполненные в формах позднего барокко одноэтажный дом настоятеля и двухэтажный братский корпус.
В 1782 году к северу Авраамиевского монастыря была построена Георгиевская церковь. Она расположилась на высоком мысу между двумя  оврагами. Храм в стиле барокко сменил обветшавшую деревянную церковь. Возвели его донские казаки, проживавшие в этой части города. В 1826 г. К храму пристроили колокольню. В 1794 году также на месте деревянной  была возведена церковь Покрова. Она приютилась у самой крепостной стены, вблизи башни Веселухи. Церковь выполнена в стиле раннего классицизма. Она отличается треугольными фронтотами, которыми завершаются фасады.

К 1860 г. В Смоленске насчитывалось 35 храмов , 3 монастыря и 7 часовен. В наши дни после длительного перерыва в городе возобновилось храмовое строительство. На Поповке был заложен храм Св. Новомучеников Российских, который 25 сентября 2001г. Освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.