1
2
Не был промышленным центром и губернский город Смоленск. Наиболее крупными предприятиями города были: завод
сельскохозяйственных машин «Вилия» (эвакуирован в Смоленск из Вильнюса в 1915 году), катушечная фабрика Гергарди, кафельный завод
П.А. Будникова, городская электростанция (построена в 1901 году), табачная фабрика П.В. Рыжикова и ряд других.
В отличие от многих губерний России Смоленщина имела довольно разветвленную сеть железных дорог. Это обстоятельство
обеспечило и быструю специализацию сельского хозяйства, и бурный рост торговли.
За последнюю четверть XIX вука здесь было построено около тысячи километров железных дорог: Риго-Орловская,
соединяющая Орел с Ригой через Брянск и Смоленск, Московско-Брестская (Александровская), которая прорезала губернию с
запада на восток на протяжении более 300 км. Смоленско-Богоявленская дорога, являвшаяся частью Рязано-Уральской, прошла
по Ельнинскому и Смоленскому уездам на протяжении более 100 км.
Существующая сеть железных дорог давала выход и в столицы (Москва и Петербург), и в Балтийские порты (Рига),
и на запад (Минск, Брест, Варшава), и на юг (Брянск, Орел, Воронеж). Строились и шоссейные дороги государственного значения:
Москва-Брест, Москва-Варшава (через Рославль), Рига-Орел.
1
2
Назад