Театральный зал на двести мест часто не мог вместить всех желающих посмотреть на талашкинское чудо. За театральными премьерами и концертами оркестра балалаечников внимательно следила газета «Смоленские новости». Эти постановки в талашкинском театре были уникальным сочетанием совместного творчества столичных профессионалов, и простых, но очень талантливых людей.
Живопись
Талантливые московские и
петербургские художники — С. В. Малютин, А. П. Зиновьева, В. В. Бекетова, Д.
С. Стеллецкого - были привлечены энергией княгини М.К. Тенишевой в
Талашкино. Каждый из них внес свой уникальный талант в переосмысление
русского искусства. Они работали в мастерских постоянно и за короткое время
создали много интересных образцов прикладного искусства, по которым работали
народные мастера.
Просветительская идея привлекла в усадьбу Талашкино множество выдающихся
русских художников. В.А.Серов и Н.К.Рерих, В.М.Васнецов и М.В.Врубель,
К.А.Коровин и В.Д.Поленов, гостили и работали в имении княгини. Ими были
придуманы рисунки для разнообразных росписей балалаек, предметов мебели и
интерьеров.
В столярной, резной, вышивальной и керамической мастерских были заняты
больше 2000 человек из 50 деревень. С 1900 года мастерские возглавлял
художник С. В. Малютин, автор русской матрёшки.
Николай Константинович Рерих писал княгине Тенишевой после большого
путешествия по городам России и изучения древнерусских памятников: « Не могу
не выразить Вам того подавляющего впечатления, которое произвели на меня
художественные учреждения Ваши. За всю мою поездку я привез много
материалов, видел много лучших мест России, и все же впечатление Талашкина
остается самым краеугольным».
Изделия талашкинских мастеров продавались в Москве в специальном магазине
«Родник». Их по достоинству оценили на выставках в Смоленске, Петербурге, в
Праге, в Париже, в Берлине. Частное дело, вдохновленное одним человеком,
очень скоро стало важным явлением культуры. О Тенишевой появились статьи в
столичных и зарубежных журналах.