Великая страница истории  
    Смоленского края     
  новоспасское
  • памяти Глинки
  • музыка  

    Первый период жизни в Новоспасском

    Второй период жизни в Новоспасском

    Музыка в Новоспасском

    В Новоспасском после кровавых событий 1825 года

    Работа над оперой в Новоспасском

    Первый период жизни в Новоспасском.

    Дальний край русской земли . Смоленщина. Холмистые просторы полей и лугов. Вековые леса, что на юге переходят в Брянские. В ста верстах от древних башен губернского города Смоленска, у истоков полноводной Десны - село Новоспасское, поместье секунд-майора Николая Алексеевича Глинки. Здесь , на утренней заре, 20 мая 1804 года , в лучшую пору цветения весны, у сына его, капитана Ивана Николаевича и невестки Евгении Андреевны, родился второй сын , михаил. "По рассказу матери, после первого крика новорождённого , под самым окном ее спальни, в густом дереве , раздался гроикий голос соловья с его восхитительными трелями", - писала впоследствии о рождении брата Людмила Ивановна Шестакова. Для родителей, ещё горевавших о потере первенца Алексея, рождение сына было радостью и утешением. Тем "ужаснее" оказалось их положение, когда вскоре им пришлось против воли "предоставить" младенца на попечение бабушки Фёклы Александровны. Маленький Миша был последней и единственной привязанностью строгой бабушки. Она нежно любила его , дрожала от страха за его здоровье и потому почти не выпускала внука из своей всегда жарко натопленной комнаты. Она кутала мальчика в тёплую шубку независимо от времени года, отчего он становился всё более изнеженным и слабым. За пределы бабушкиных комнат Миша выходил редко. Летом , в праздничные дни, его брали в церковь. Мише нравилось бывать там : он любил слушать пение хора, громкое и торжественное . Но всего больше нравился ему колокольный звон! Им восторгался не только Миша Глинка ; слушать новоспасские колокола прходили крестьян из далёких деревень , приезжали и соседние помещики. Старинное русское национальное искусство колокольного звона недаром пользовалось мировой славой . Нигде в других странах не применялся такой обширный набор колоколов в каждой звоннице - от огромного , чьи низкие , "бархатные" звуки медленно плыли в воздухе, до совсем маленьких , весело перебивавших друг друга во время праздничного трезвона . И не удивительно , что маленький мальчик , вернувшись из церкви, ещё очень долго жил впечатлениями от поездки. Вооружившись куском мела , он пытался нарисовать на полу бабушкиной комнаты белую новоспасскую церковь, окруженную густыми деревьями. Мальчик довольно ловко изображал колокольный звон , ударяя в два медных таза - большой и поменьше. И много лет спустя , когда в шуме столичной жизни или в далёких странствиях он вспоминал родное Новоспасское , ему слышался колокольный звон - тихий и задумчивый в вечерние закатные часы, весёлый и ликующий летним праздничным утром.

          СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
          ФИЛАРМОНИЯ

    афиша на 13-20 апреля 2003г.

          ФЕСТИВАЛИ ИМЕНИ
          М.И.ГЛИНКИ


     

    Фекла Александровна Глинка
    (ум.1810), бабушка М.И.Глинки
    Миниатюра работы неизвестного
    художника

    Иван Николаевич Глинка
    (1777- 1834), отец компо-
    зитора. Портрет работы
    И. Вернера. Пастель
     
    Евгения Андреевна
    Глинка (1784-1851), мать
    композитора. Портрет
    работы И. Вернера.
    Пастель
     

     

    "Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас теперь неразрывно спаянная с ней напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее... Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, - поистине живой родник всей русской музыки".

    Б. В. Асафьев

     

    За пределы бабушкиных комнат Миша выходил редко. Летом , в праздничные дни, его брали в церковь. Мише нравилось бывать там : он любил слушать пение хора, громкое и торжественное . Но всего больше нравился ему колокольный звон! Им восторгался не только Миша Глинка ; слушать новоспасские колокола прходили крестьян из далёких деревень , приезжали и соседние помещики. Старинное русское национальное искусство колокольного звона недаром пользовалось мировой славой . Нигде в других странах не применялся такой обширный набор колоколов в каждой звоннице - от огромного , чьи низкие , "бархатные" звуки медленно плыли в воздухе, до совсем маленьких , весело перебивавших друг друга во время праздничного трезвона . И не удивительно , что маленький мальчик , вернувшись из церкви, ещё очень долго жил впечатлениями от поездки. Вооружившись куском мела , он пытался нарисовать на полу бабушкиной комнаты белую новоспасскую церковь, окруженную густыми деревьями. Мальчик довольно ловко изображал колокольный звон , ударяя в два медных таза - большой и поменьше. И много лет спустя , когда в шуме столичной жизни или в далёких странствиях он вспоминал родное Новоспасское , ему слышался колокольный звон - тихий и задумчивый в вечерние закатные часы, весёлый и ликующий летним праздничным утром.

    Второй период жизни в Новоспасском


     

     

    Церковь в Новоспасском.
    Акварель работы
    неизвестного художника

    Церковь в Новоспасском.
    Фотография 1996 года

    Колокола
    Фотография 1996 года

     

    Внимание!Авторские права охраняются.
    При использовании материалов ссылка обязательна.
    © Дизайн Алексей Какатунов
    Webmaster Алексей Какатунов

    2003г. 

    Rambler's Top100