История Политика Экономика География Культура Персоналии Практикум Содержание Источники




Смоленщина - российская провинция

Новые явления в культуре

Создание новой культуры

Преобразования в 20-30-е годы

Культурная жизнь после войны

Культура и быт в 60-90-е годы

blog clocks часы для сайта

Новые явления в культуре

Плоды просвящения

  Главной задачей в области народного просвещения, которую решала передовая общественность, было обеспечение начального образования для населения. Уровень грамотности населения был чрезвычайно низок. Даже в губернском центре в 1900 году 40% населения было неграмотным. Основную массу школ в начале века составляли начальные: 68 школ принадлежали государству (это так называемые «министерские» школы), 658 школ содержало земство, 323 - церковноприходских и многие сотни школ грамоты, организованных и оплачиваемых самими крестьянами. Во всех начальных школах обучалось в 1903 году около 80 тысяч детей. К 1917 году уровень грамотности по сравнению с концом XIX века повысился, в деревне каждый третий мужчина мог читать и писать. Однако крестьянки оставались сплошь неграмотными. В массовом крестьянском сознании бытовало мнение, что женщине грамота ни к чему.
  Лучшими были земские школы, в них часто работали настоящие подвижники своего дела. Земство старалось обеспечить свои школы хорошими учителями, некоторыми наглядными пособиями и дать сносные помещения для занятий. Однако это не всегда удавалось. Хуже обстояло дело с церковноприходскими школами. В них местные священники, часто неподготовленные для обучения детей, учили в основном закону Божьему. Дети каждый день читали и заучивали наизусть молитвы, после такого обучения они с трудом читали и писали.
  В городах положение было значительно лучше.
  Приметой времени был рост числа средних школ. Во всех уездных центрах были открыты гимназии и прогимназии. Обучение мальчиков и девочек было раздельным. В Смоленске и Гжатске были открыты реальные училища, в которых упор в преподавании делался не на гуманитарные дисциплины, а на естественно-математические. Всего в губернии было 34 средних учебных заведения. В них учились в основном дети дворян и чиновников (в гимназиях), купцов и промышленников (в реальных училищах). В городах эти учебные заведения имели хорошие и специально для них построенные здания, в них работали в основном квалифицированные преподаватели.

Назад


[История] [Политика] [Экономика] [География] [Культура] [Персоналии] [Практикум] [Содержание] [Источники]


© МБОУ "СОШ № 2" г. Сафоново Смоленской области 
 Д.Егоров, П.Зенкин, Ю.Курбако, А.Пантюхов, А.Сильченков
mou2@bk.ru