логотип
Поиск по сайту

ВОЙНА НАРОДНАЯ НА РОСЛАВЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

Рославль в первые годы войны. Мобилизация. Эвакуация населения, имущества и культурных ценностей. Развертывание партизанской борьбы в тылу врага. Железнодорожники на войне.

    22 июня по радио прозвучало выступление Наркома иностранных дел В.М. Молотова, сообщившего о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков на СССР. Свое выступление В. М. Молотов закончил уверенностью, что "... Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!"
       В выступлении военного комиссара г. Рославля по местному радио 22 июня было объявлено о необходимости явки военнообязанных в военкомат, не дожидаясь получения повестки.
       В первый же день войны состоялось заседание бюро обкома партии. В области было введено военное положение. Все партийные и советские учреждения переводились на круглосуточную работу. Ответственные партийные и советские работники переведены на казарменное положение.
       23 июня в горкоме партии был проведен партийный актив. Секретарь обкома партии Г.И. Пайтеров изложил перед коммунистами города неотложные задачи:
помочь военкомату в проведении мобилизации людей и транспорта; Оказать помощь в строительстве оборонительных сооружений; Создать истребительные отряды и использовать их для охраны важных государственных объектов. Организовать партизанские отряды из партийно-советского актива, создать базы с запасами оружия и продовольствия.
       В тот же день группы уполномоченных райкома и горкома партии выехали в сельские Советы для проведения мобилизации, для организации населения на строительство взлетно-посадочных площадок и рытье противотанковых рвов. "Противотанковые рвы строили по Московскому шоссе за р. Остер в районе деревень Кириллы, Сидорки. У д. Кириллы приступили к строительству посадочной авиаплощадки, а в Жемчуговке - к посадочному аэродрому. Всего на рытье противотанковых рвов было мобилизовано 15 тыс. чел. и 1,5 тыс. лошадей.
       2 июля было получено задание об эвакуации скота и МТС. Скот угоняли в Калужскую, Тульскую. Тамбовскую и Рязанскую области. Было отправлено 5 тыс. голов крупного рогатого скота и 3 тыс. лошадей"
Началась мобилизация. Уже 23 июня эшелон с мобилизованными ушел из Рославля в направлении на Смоленск, До сих пор нет данных о числе рославльчан, мобилизованных Рославльским военкоматом. Нет этих данных и по Смоленской обл. В докладе Д.М. Попова на 4 Смоленской партконференции, состоявшейся 7-9 февраля 1945г., указано только, что "...Смоленская область дала фронту столько бойцов, что из них можно сформировать 2 армии".
       Мобилизационные списки в военкомате за 1941г. не сохранились. Имеются только неполные списки за 1943-45 гг. В проведенных мною подсчетах, основанных на статданных за 1939-40 гг., установлено, что за период 1941-45 гг. Рославльским военкоматом (включая данные и по Екимовичскому району) было мобилизовано 36,2 тыс. чел. В это число не входят участники партизанского движения. В партизанских отрядах было много бойцов регулярной армии, вышедших из окружения лиц, не достигших призывного возраста и уже снятых с воинского учета. Из числа мобилизованных погибло 10.2 тыс. чел.
       Мобилизация, по воспоминаниям призывников 1941г., проходила через военкомат. На Бурцевой горе работал пересыльный пункт, где регистрировали отставших от воинских частей и других граждан, прибывших из зон военных действий. Из них формировали маршевые роты и отправляли на фронт. На железной дороге формировали спецпоезда: подвижной ремонтный поезд (ПОДРЕМ-12), головные ремонтно-восстановительные поезда (ГОРЕМ-18 и ГОРЕМ-5). Их сборные пункты - кинотеатр "Красный Октябрь" и здание бывшего монастыря.
       ПОДРеМ -12 был сформирован еще во время финской войны. После ее окончания прибыл в Рославль и поставлен на стоянку на угольном складе. В начале войны ПОДРЕМ-12 экипировался на путях депо. Личный состав поезда численностью около 150-200 чел. находился на положении спецформирования, состоявшего в рядах Красной Армии. Основной задачей ПО ДРЕМА был ремонт подвижного состава железной дороги, обеспечивающего перевозки воинских частей и военной техники для нужд фронта В поезде были вагоны, в которых размещались столовая, прачечная, баня, вагон для жилья. Начальник ПОДРЕМа - Конохов Я.П., его заместитель - Собачкин П.И., начальник механических мастерских - Панов Л.И., мастер по ремонту паровозов - Денисов Ф.С., бригадир слесарей - Купреев В.Ф., слесари по ремонту паровозов - Гуторов А.П., Шлюшенков В.А., сварщик -Макаренков Г.И., (награжден за участие в Великой Отечественной войне орденом "Знак Почета" и медалью "За оборону Москвы"), фельдшер Павлова К.И., счетовод ЩербаковаТ.И., обе награждены медалью "За оборону Москвы".
       ГОРЕМ - 18 формировался на ст. Рославль-2 и входил в первую бригаду ж.д. войск Западного фронта. Личный состав - 900 чел. Начальник поезда - Мыльников, комиссар - Контанистов. помощник начальника по хозяйственной и материальной части Микулич Г.В. Основное назначение этого формирования - восстановление полотна ж.д. пути, мостов, наземных линий связи. В составе поезда платформы со шпалами и рельсами, вагоны - мастерские, тяжелая техника: трактора, станки, бульдозеры. Для личного состава - вагоны для жилья, вагон - баня, прачечная, столовая.
       ГАРЕМ-5 формировался на путях депо. Личный состав -900 чел. Начальник - Коптев, комиссар - Васильев Н.К.., первый стахановец ВРЗ. К середине июля формирование было закончено, и состав отправлен на Рославль - 2. В составе ГОРЕМа -5 было 2 колонны путейских рабочих, минеры.
       В конце июля состав отправился на Смоленск и попал под бомбежку вначале в Красном, а потом в Голынках. Многие погибли. Только через четверо суток, после долгих плутаний по лесу, к Дорогобужу вышло человек 200.
       В Дорогобуже стоял Московский ГОРЕМ-51. Этим поездом уехали в г. Вязьму, где переформировались и были отправлены в Раменское Московской обл. Участвовали в эвакуации 22 авиационного дился на положении спецформирования, состоявшего в рядах завода, разгружали баржи с продуктами для армии, работали в прифронтовой полосе, шли за фронтом."
       "В 20-х числах июля ГОРЕМ-18 был отправлен в направлении на Смоленск. 25 июля в бою на Соловьевой переправе поезд был разбит. Личный состав понес большие потери. Переформирование и пополнение прошло в Вязьме. Около Вязьмы строили узкоколейные пути к аэродрому. Затем поезд был переброшен в Подмосковье и работал в прифронтовой полосе"
       С начала июля началась эвакуация промышленных предприятий и населения города. Самым крупным предприятием до войны был вагоноремонтный завод. На нем работало 2,5 тыс. чел. Он подлежал эвакуации в первую очередь. "РВРЗ все оборудование и сырье эвакуировал к первой половине августа на ст. Отрожку Воронежской обл. Вместе с директором и техническим руководством выехало около 1300 рабочих и 1008 членов их семей". Последний эшелон с оборудованием завода ушел из города 18 июля 1941г. Вот как об этом вспоминает Л.Н. Якубов, зам. начальника кузнечного цеха, участник эвакуации завода: "По приказу Наркомата Путей Сообщения РВРЗ должен был быть эвакуирован на Отрожский ВРЗ им. Тельмана. Завод приступил к демонтажу оборудования и погрузке его на железнодорожные платформы. Общее руководство эвакуацией оборудования осуществлял главный механик завода Н.И. Тураев. Тяжелое оборудование разукомплектовывалось. Так было в кузнечном цехе с ковочной машиной "Аякс" и двухтонным паровым молотом. Работа по эвакуации оборудования шла днем и ночью. Большое мужество и самоотверженность проявили рабочие цеха. Трудно забыть горький день 17 июля 1941г., когда в 11 час. вечера на завод был подан последний состав железнодорожных платформ для отправки рабочих. Крытых вагонов на станции уже не было. Радио не говорило, электричество не подавалось. Рано утром 18 июля эшелон покинул завод. На ст. Липовская эшелон попал под бомбежку, но, к счастью, ни одна бомба в состав не попала. Прибыли к месту назначения 21 июля 1941 г."
       По воспоминаниям Н.П. Фокина, последняя группа рабочих выехала в вагоне, собранном из каркаса снегоуборочных машин. Согласно финансового плана Управления вагоноремонтными заводами и дорожного Управления на 1942 г. потери ценностей при эвакуации ВРЗ составили всего 760 тыс. руб.
       После объявления войны в депо приступили к демонтажу оборудования и подготовке поездных бригад и паровозов к эвакуации. Численный состав рабочих депо - 831 чел. Семьи рабочих эвакуировались в Тамбовскую и Курскую обл. (ст. Обловка, Тамбов. Мичуринск, Белые Берега). Туда же эвакуировали оборудование и паровозы. По мере приближения фронта к месту расположения паровозы отгоняли за Урал и на Север. Командный состав был эвакуирован в Москву. Там они работали на строительстве окружной дороги МПС и в паровозных депо станций Люблино, Можайск.
       На станции Рославль с 22 июня режим работы был военным. Работали по две - три смены. По первому пути пропускали воинские эшелоны, по второму - на Фаянсовую - проходили эшелоны с эвакуированным населением и оборудованием промышленных предприятий. Члены семей и рабочие станции эвакуировались в Калужскую и Тамбовскую области. На станции стоял эшелон из пяти вагонов для движенцев. Он ушел из Рославля в 4 часа утра со 2 на 3 августа.
       Железнодорожная больница эвакуировалась в г. Чкалов. Начальник эвакопоезда - Долгоненков П.А.
       Пожарная охрана железной дороги на машинах эвакуировалась в Москву. Работали при пожарном поезде в депо Ильича.
       ПЧ откомандировали в г. Брянск, где Управлением военно-восстановительных работ был сформирован военно-восстановительный мостопоезд.
       Отделение дороги эвакуировали в Тамбовскую область, г. Красноярск, Акмолинск. Сотрудники восстановительного поезда были эвакуированы в Москву.
       Железнодорожный детский сад был эвакуирован в Ульяновскую область.
       10 июля городской Совет принял решение об эвакуации школьников. Вместе с детьми было разрешено ехать и родителям. 17 июля состав был сформирован. Начальником эшелона был назначен директор школы № 3 Тужиков Д.А.     

     стр.          

Случайная картинка




Стихи, опаленные войной

Будем драться до победы.

На отечество родное
Наглый враг напал, как вор.
Дружно встанем всей страною
И дадим врагу отпор.

Всенародной грозной силой
Вражью нечисть разобьем
И фашистам на могилу
Кол осиновый забьем!

Много раз враги пытались
Нас согнуть в бараний рог, –
С белым светом распрощались,
Не нашли домой дорог!

Всенародной грозной силой
Вражью нечисть разобьем
И фашистам на могилу
Кол осиновый забьем!

Наши прадеды и деды
Нам оставили завет:
– Надо драться до победы,
Без победы – жизни нет!

Всенародной грозной силой
Вражью нечисть разобьем
И фашистам на могилу
Кол осиновый забьем!

Полный ярости могучей
Подымается народ
На ползучий, на летучий,
На фашистский черный сброд.

Всенародной грозной силой
Вражью нечисть разобьем
И фашистам на могилу
Кол осиновый забьем!

Все на бой с проклятым гадом,
Не уйти ему живым
Под железным нашим градом
И под ливнем огневым!

Всенародной грозной силой
Вражью нечисть разобьем
И фашистам на могилу
Кол осиновый забьем!


Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ. «Известия», 29 июня 1941 года

ВВЕРХ